Судя по статистике, рынок полиграфических услуг в столице Среднего Урала высококонкурентный: на 1 января 2016 года в городе - 89 типографий и 154 копировальных центра (год назад было соответственно 87 и 151). Однако специфика производства за последние годы сильно изменилась: 80 процентов от общего объема выпускаемой продукции сегодня составляют не книги и газеты, а рекламные и представительские товары (корпоративные календари, блокноты, визитки и прочее). Поскольку в нынешних экономических условиях практически все предприятия вынуждены экономить, количество заказов на полиграфию за год снизилось на 10 процентов.
- В структуре себестоимости производства печатной продукции 60 процентов занимают расходы на бумагу, 20 - зарплата сотрудников. То есть минимум 80 процентов денежных средств необходимо постоянно держать в обороте, - рассказывает Максим Афанасьев, председатель комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга. - На развитие денег практически не остается.
К концу года полиграфические предприятия подошли с пятипроцентным падением объема оказываемых услуг. При этом стоимость краски и бумаги выросла на 50 процентов, цены на типографские услуги тоже пришлось поднять - на 10-30 процентов. По данным городского комитета по организации бытового обслуживания населения, разницу частично удалось компенсировать за счет 10-процентного снижения заработной платы работникам полиграфических предприятий.
- Типографии находятся в прямой зависимости от рекламных агентств и издателей. Реклама же сегодня все больше уходит в Интернет, - отмечает Максим Афанасьев.
Как сообщили в мэрии Екатеринбурга, следующий год потребует от полиграфических предприятий определенных затрат, связанных с подготовкой к проведению матчей чемпионата мира по футболу 2018 года. Копировальным центрам (так же, впрочем, как и парикмахерским, химчисткам, ремонтным мастерским и другим предприятиям сферы услуг) придется заняться благоустройством прилегающей территории, заменить баннеры на фасадах световыми коробами, перевести прайс-листы на услуги на пять иностранных языков и озаботиться внедрением корпоративного стиля одежды.
Кстати
Одна из полиграфических новинок - технология "печать по требованию" - так и не получила широкого распространения в России из-за высокой цены на специальное оборудование. Стоимость одного аппарата - около 80 тысяч долларов. Сложно представить, сколько времени потребуется, чтобы окупить затраты, например, книжному магазину, который решится установить в торговом зале подобную машину.
Суть "печати по требованию" в том, что любой покупатель, не найдя на полках нужной книги (которая выпущена давно и не переиздавалась или, наоборот, сверхпопулярна и поэтому поступивших в продажу экземпляров на всех желающих не хватает), может заказать ее печать в автомате, в памяти которого хранится заложенный перечень литературы. Минут через 15-20 клиент получит свеженапечатанный томик, правда, в самом простом и дешевом термопереплете. Полиграфистам выгодно использование такой технологии: готовый тираж не нужно перевозить и платить за аренду склада. Кроме того, нереализованных экземпляров просто не может быть. Но пока эта технология работает в университетских библиотеках, по сути, на некоммерческой основе: за символическую плату студентов снабжают необходимыми методичками, сборниками контрольных работ и прочими брошюрками.
В Екатеринбурге "печать по требованию" используется в упрощенном виде: специальных автоматов нет, но возможности цифровой печати позволяют многим типографиям выпускать книги малыми тиражами, вплоть до единичных экземпляров. Так, одна из городских компаний выпустила толстую книгу про уралмашевский кузнечный пресс. Юбилейное издание оказалось весьма читабельным - после основного тиража книгу допечатывали еще несколько раз по пять-десять экземпляров.