В пособии рассказывается, как должно быть организовано обустройство городского пространства: улиц, дворов, дорожных переходов, тротуаров, парков. Как отмечают специалисты, ранее действовали только аналогичные федеральные правила, на которые ориентировались комиссии при приемке любого строительного объекта. Однако, по утверждению представителей мэрии, общие стандарты касаются в основном вопросов безопасности и качества. Авторы методички добавили понятия красоты и комфортности, сделав ставку на эстетику современного города.
- Это эксперимент, - признался начальник производственно-технического отдела городского комитета по строительству Михаил Ладейщиков. - Во-первых, такая методичка нужна строителям, чтобы знать, какие требования будут предъявляться. Во-вторых, жители также должны видеть, как создается удобный город.
В мэрии подчеркивают: использован лучший мировой опыт, причем его адаптировали к уральским условиям. Ведь под копирку такие вещи делать нельзя. К примеру, в городах Европы не бывает массового таяния снега. Поэтому там по-другому рассчитывается ливневая канализация. А при создании, к примеру, велотоннеля приходится думать не только о движении велосипеда, но и о тракторе, который будет этот объект чистить.
Над пособием авторы методички работали не менее двух лет. Большая часть времени ушла на анализ ситуации в Екатеринбурге и сбор зарубежного опыта. Интересно, что еще в 2012 году администрация города поручила специалистам Уральского государственного лесотехнического университета изучить… городскую грязь, чтобы дать точный ответ: откуда она берется на улицах. Ответ ученые дали быстро: главным образом это почва, которая смывается с газонов. Спектральный анализ грязи подтвердил эти выводы. Их использовали при создании методички: теперь от застройщиков и служб благоустройства требуют разбивать газоны на уровне ниже тротуаров или проезжей части либо, на худой конец, обкладывать клумбы плиткой.
Есть в пособии и другие неожиданные на первый взгляд ноу-хау:
- Мы пришли к выводу, что узкий тротуар - шириной чуть более полуметра - вообще не имеет смысла, нужен как минимум полутораметровый. Все пешеходные переходы следует освещать сверху, чтобы водителям был виден не только знак "зебры". Также переходы необходимо поднимать над проезжей частью. Это одновременно и замена "лежачим полицейским", и возможность сделать переход всегда сухим для пешеходов, - говорит Михаил Ладейщиков.
Все новшества пока планируется внедрять только на вновь застраиваемых площадках. Разработчики методички уверены, что от компаний, выполняющих работу по строительству и благоустройству, новация не потребует серьезных дополнительных затрат: придется оплатить лишь коррективы в проектной документации.
Уже есть и первый практический опыт: при возведении школы № 18 в Екатеринбурге перестроили участок прилегающей улицы. Вдоль дороги шириной шесть метров проложили трехметровый тротуар и велосипедную дорожку. Кроме того, обустроили переход с подъемником. В итоге участок улицы длиной чуть более 300 метров обошелся городскому бюджету в 40 миллионов рублей.
Как утверждают в мэрии, нынешний вариант методички по благоустройству неокончательный. Авторы считают, что предприниматели и активные горожане вправе предлагать и свои идеи, которые помогут улучшить городскую среду. Часть брошюр отпечатана и хранится в комитете по строительству. Полный текст рекомендаций можно также найти на сайте городской администрации в разделе "официально".
Виды Екатеринбурга