Первое отличие не заметить невозможно - оно на уровне идеи. "Любовь в большом городе", как и абсолютное большинство других российских ромкомов последних лет - кальки американских комедий о том, как герои, преодолев все немыслимые препятствия, уверенно приходят к финальному поцелую в диафрагму. "Статус: свободен" ровно о противоположном. Кино здесь по-настоящему начинается в тот момент, когда в остальных романтических комедиях включают финальные титры - персонажи Козловского и Боярской, не самый талантливый мастер стендапа и не слишком удачливая певица, расстаются. В следующие полтора часа он будет прилагать все мыслимые и немыслимые усилия, чтобы попытаться вернуть ее. Но у нее новый роман - с 39-летним стоматологом, на досуге танцующим ча-ча-ча и занимающимся капоэйрой. И расклад в этом любовном треугольнике уже не изменится.
В иной ситуации ромком о том, как человеку на протяжении большей части экранного времени до жути плохо, выглядело бы мрачно и не слишком естественно. Но "Статус: Свободен" при всей серьезности заявленной темы может похвастать еще и действительно смешными шутками, которые порой доводят знакомую каждому ситуацию до абсурда и - главное - которые не выглядят натужно и неестественно. Тут разгадка не в том, что расставание и его последствия знакомы более-менее каждому половозрелому жителю планеты, а в том, что многие ситуации и дилогии в фильме взяты из совершенно конкретной истории. Режиссер Павел Руминов не делает секрета из того, что в основе сценария фильма лежит его личная история болезненного разрыва, которую он довольно подробно переносит на экран - и это привносит жизнь в насквозь регламентированный и кондовый жанр.
Конечно, жанр "горький ромком" далеко не новость в мировом кино - при живом-то Вуди Аллене и его шедевре "Энни Холл" говорить о каком-то новаторстве фильма Руминова просто наивно. Но для нашего коммерческого кинематографа сам по себе факт того, что о российской картине можно говорить в контексте фильмографии Вуди Аллена - уже самом по себе большое событие. Хотя наиболее точная аналогия для "Статуса: свободен" не картина Аллена, а ее мелкотравчатый последователь "500 дней лета" - что, в общем, тоже не самое плохое сравнение, как к американскому "независимому кино" ни относись.
Не нужно, впрочем, думать, что "Статус: Свободен" - этапное кино, лишенное изъянов. Недостатков тут хватает. При всей удачности шуток некоторые из них все же не следует повторять трижды - как, например, эпизод, когда Данила Козловский пародирует Роберта Де Ниро. Наверное, можно было бы и обойтись без череды ложных финалов - как минимум два из них просто бессмысленно затягивают фильм. Эта картина вообще могла бы быть на 10-15 минут короче - и это бы только пошло ей на пользу. "Статус: Свободен" - очень актерское кино, в котором у каждого второстепенного персонажа есть свой персональный мини-бенефис (это обусловлено, видимо, тем, что Данила Козловский здесь не просто исполнитель главной роли, но и один из продюсеров). И зачастую эти бенефисы при всей блестящей игре излишне затянуты.
Но все эти придирки в данном случае следует привести лишь из стремления быть максимально объективным к по-настоящему симпатичной картине - общей картины эти недостатки не портят. Мы так долго стенали, что в России снимают либо глупые коммерческие залепухи для имбецилов, либо фестивальный артхаус, либо патриотические блокбастеры, а нормальное "срединного" кино, которое во всем мире служит признаком здоровой киноиндустрии, практически не делают. И вот сейчас важно не проспать момент и констатировать, что такое кино у нас наконец-то появилось.
3.5