Как и предполагали эксперты, многие производители в начале 2016-го подняли цены на автомобили - кто из-за роста курсов валют, кто под предлогом использования усовершенствованных двигателей, отвечающих экологическим требованиям "Евро-5", а кто и вовсе без всяких объяснений. Всего, как подсчитали аналитики агентства "Автостат", ценники в январе изменили 30 представленных на отечественных рынке компаний - то есть большая их часть. Проще назвать тех, кто не сделал корректировок в прайс-листах. Это Fiat, Ford, Honda, SsangYong, Suzuki, премиальные бренды Acura, Chrysler, Mercedes-Benz, Mini, Porsche и Smart, отечественный УАЗ (теперь марку принято писать по-русски), китайские Brilliance, FAW, Great Wall и Haima, покидающий российскую площадку Opel (информация о стоимости машин с сайта компании уже исчезла), а также родственные Daewoo и Ravon.
Последнее обстоятельство имеет особое значение для нашего рейтинга - его лидером по-прежнему остается малолитражный ситикар Matiz, который продают и под корейским брендом, и под сменившим его узбекским по цене от 314 000 рублей. Напомним, миниатюрная машина (ее длина 3,5 метра, ширина - 1,5) оснащается 6-клапанным двигателем объемом 0,8 литра, развивающим мощность 51 л.с и работающим в паре с 5-ступенчатой механической коробкой передач. Набор опций в минимальной комплектации, правда, весьма скудный - отметить можно разве что задний противотуманный фонарь. Задний стеклоочиститель (хотя как без него?) появляется только в версии за 340 000 рублей, кондиционер - за 370 000 рублей, гидроусилитель руля и передние электрические стеклоподъемники - за 380 000. Кстати, индекс удовлетворенности владельцев Daewoo Matiz своей машиной, который рассчитал "Автостат" путем телефонного опроса автомобилистов, - 72,0 - оказался ниже среднего показателя по сегменту бюджетных автомобилей. В нашем топ-10 есть модели и с более высокими оценками. Так, индекс Renault Sandero - 77,7, Lada Granta - 77,5, Chery Very - 77,4, Lifan Solano - 74,3. При этом Matiz опередил такие популярные модели, как Nissan Almera, Chevrolet Niva и Daewoo Nexia.
Но вернемся к ценам. Оставшиеся ступени "пьедестала", как и по итогам 2015 года, занимают родственные модели китайской компании Lifan. За хэтчбек Smily (ультрабюджетный "вариант" респектабельного Mini Cooper) производитель по-прежнему просит от 319 900 рублей, за рестайлинговый Smily New - 364 900. Оба автомобиля получили мотор объемом 1,3 литра с отдачей в 88-89 л.с. и 5-МКПП. Smily без дополнения в названии несколько обделен и в плане оснащения. В комплектации Standart есть ГУР, электропривод и обогрев зеркал заднего вида, электроподъемники передних стекол, две подушки безопасности и "противотуманки". Версия Luxury с кондиционером и задним парктроником обойдется уже в 349 900 рублей. А вот у Smily New все это доступно уже в "базе", за исключением "умных" зеркал. Отметим, правда, что указанная цена в 364 900 рублей актуальна для машин 2014 г.в., а за более свежие дилеры возьмут на 5 тысяч больше.
Между тем самым дешевым седаном России стал новичок нашего рейтинга - Lifan Celliya, который с минимальной ценой 364 900 рублей за автомобиль 2014 г.в. потеснил на третьем месте Smily New. Судя по всему, речь идет о некой маркетинговой акции, поскольку машина 2015 г.в. стоит от 509 900 рублей, как было и до Нового года. Celliya оснащается полуторалитровым двигателем мощностью 96 л.с. и 5-ступенчатой "механикой", а в самой бюджетной комплектации Comfort получила системы торможения ABS + EBD, электроусилитель руля, задние парктроник и противотуманный фонарь, дневные ходовые огни, две фронтальные подушки безопасности, автоматические стеклоподъемники, электропривод и обогрев зеркал, обогрев заднего стекла и кондиционер. В то же время версия Luxury за 389 900 рублей предполагает еще и подогрев передних сидений, а также боковые подушки безопасности спереди и сзади. Достойный набор для одной из самых дешевых машин, если, конечно, их действительно можно отыскать в салонах.
Пропустив новичка, на пятое место опустился российский седан Lada Granta, стартующий с прежней отметки 368 900 рублей (за базовую - практически "пустую" - версию автомобиля с мотором 1.6 мощностью 87 л.с. и 5-МКПП). Оговоримся, что на официальном сайте указана минимальная цена на 20 тысяч ниже, но речь идет не о денежной скидке, а об эквиваленте подарка в виде комплекта зимней резины и страхового полиса. Такое предложение, разумеется, не позволяет приобрести автомобиль дешевле. На шестой позиции остался лифтбек Lada Granta с начальной ценой в 388 500 рублей. Следом за ним по-прежнему идут седаны Geely GC6 (от 389 000 рублей за машину 2014 г.в.) и Chery Bonus (389 999), хэтчбеки Renault Sandero (399 000 стоит автомобили 2015 г.в.) и Chery Very (399 999). Стоит оговорить, что из топ-10 выбыл еще месяц назад занимавший пятое место седан Lifan Solano предыдущего поколения. Теперь он стоит от 404 900 рублей - столько просят за люксовый вариант модели с мотором 1.6 и "механикой" 2014 г.в. Ранее на сайте компании предлагались более дешевые машины 2013 г.в.
Другими словами, несмотря на многочисленные корректировки ценников на российском авторынке, ситуация в ультрабюджетном сегменте достаточно стабильна. Первая десятка самых доступных моделей по-прежнему не вышла за пределы 400 тысяч рублей. Однако перемены в топ-10 не за горами. Как ранее сообщала "РГ", вскоре АвтоВАЗ должен начать выпуск самой доступной Lada Priora, Ravon привезет дешевую, но оснащенную Nexia, а также обновит Matiz, а Geely предложит рестайлинговый GC6. Наконец, когда Renault распродаст оставшиеся Sandero, машина станет дороже и уступит не только Chery Very, но и Lifan Solano с Datsun on-DO. Французские хэтчбеки 2016 г.в. стартуют с цифры 419 000 рублей.
Кстати
Ранее "РГ" составляла рейтинги самых доступных автомобилей России в октябре, ноябре и декабре 2015 года.
Подписывайтесь на автомобильные новости "РГ" в Telegram: telegram.me/rgruavto