25.01.2016 16:45
Авто

Шесть регионов России остались без автошкол

Текст:  Иван Карасев
Жители Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, а также Республики Крым и Чукотского автономного округа остались без автошкол. В этих регионах учреждения не прошли проверку на соответствие учебно-материальной базы всем требованиям и не получили соответствующего заключения от ГИБДД.
Читать на сайте RG.RU
Работа автошколы

Как сообщили "РГ" в некоммерческом партнерстве "Гильдия автошкол", сейчас готовится официальное письмо в Общественную палату РФ и к руководству ГИБДД, чтобы власти помогли учебным заведениям выйти из этой тупиковой ситуации.

Экзамен на водительские права станет сложнее

По данным госавтоинспекции, в 2014 году в регионах страны насчитывалось 11,5 тысячи автошкол, имеющих лицензию на подготовку водителей, а на начало 2016-го проверку прошли только 4,6 тысячи.

Требования к программам обучения и техническому оснащению автошкол ужесточились в августе 2014 года. Например, такие учебные заведения теперь должны готовить водителей мопедов к получению необходимых им прав категории М. Кроме того, они обязаны обладать автодромом площадью не менее 0,24 гектара и оборудовать его светофором, дорожными знаками, "зеброй" и перекрестком, а также закупить в классы интерактивные доски и ввести новую дисциплину - психология вождения.

Весь прошлый год ушел на подготовку к новым требованиям, автошколы залезли в долги и, по словам специалистов, несколько лет будут только расплачиваться по кредитам.

- Еще полтора года назад мы прогнозировали закрытие половины всех автошкол в регионах, - сообщил "РГ" председатель правления некоммерческого партнерства "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев. - Сейчас, по данным ГИБДД, 60 процентов автошкол приостановили свою работу, а в шести субъектах федерации они попросту закрылись.

Эксперты раскритиковали новый порядок сдачи экзаменов на права

Предложенные государством реформы, по словам Лобарева, не изменили ситуацию в лучшую сторону и не повысили качество подготовки водителей. Под новые требования, считает эксперт, успели подстроиться в основном директора автошкол "со связями".

- Ситуация приведет к тому, что люди будут искать обходные пути для получения водительских удостоверений, - предупреждает Сергей Лобарев. - По данным Общественной палаты, на черном рынке водительские права можно купить за 40-45 тысяч рублей. Примерно столько же сейчас стоит обучение в автошколе, а год назад такие услуги стоили порядка 12 тысяч. У многих возникнет соблазн не тратиться на сдачу экзаменов. Нас беспокоит и то, что ГИБДД не успевает выдавать удостоверения, процесс столь жестко формализован, что даже у тех автошкол, кто прошел проверку, взял ссуду, попытался войти в рынок, возникают проблемы. На бюрократические проволочки уходят долгие месяцы.

В "Гильдии автошкол" полагают, что в программу обучения включен целый ряд бесполезных занятий. Например, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, диспетчерское руководство автотранспортного предприятия и специфика работы такси. А вот актуальные темы почему-то исчезли из учебных планов - действия водителя при ДТП без вызова сотрудников ГИБДД ("европротокол"), использование парковочного пространства, действия водителя при остановке его сотрудником полиции.

Европротокол станет учебным предметом в российских автошколах

По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, новые требования позволяют убрать с рынка недобросовестные автошколы, где располагались на базе абсолютно неприспособленных помещений.

Сергей Лобарев не согласен с такими доводами.

- Уже полтора года, как запущена реформа, действуют новые правила, но до сих пор нет административного регламента, - посетовал он. - Никто не спорит - нужно убирать плохие автошколы с рынка. Но по каким критериям? Необходима четкость требований и логика действий. Такое впечатление, что реформа проводится без учета передового опыта зарубежных стран, где ситуация на дорогах, лучше, чем у нас. В европейских странах в автошколах не принимают экзамены на площадке и преподают 20-30 часов теории, у нас - 130. Перспективы не будет до тех пор, пока новые программы не приведут в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Автодромов таких размеров, мы считаем, не нужно. Не надо и таких избыточных требований, когда контроль преобладает над развитием. Мы намерены в самое ближайшее время обратиться в Общественную палату и к руководству ГИБДД с официальным письмом, чтобы нам помогли решить выйти из этой тупиковой ситуации.

Легковые авто Дагестан Ингушетия Карачаево-Черкесия Северная Осетия Республика Крым Чукотский АО Юг России Кубань. Северный Кавказ Крым Дальний Восток