Как сообщили "РГ" в некоммерческом партнерстве "Гильдия автошкол", сейчас готовится официальное письмо в Общественную палату РФ и к руководству ГИБДД, чтобы власти помогли учебным заведениям выйти из этой тупиковой ситуации.
По данным госавтоинспекции, в 2014 году в регионах страны насчитывалось 11,5 тысячи автошкол, имеющих лицензию на подготовку водителей, а на начало 2016-го проверку прошли только 4,6 тысячи.
Требования к программам обучения и техническому оснащению автошкол ужесточились в августе 2014 года. Например, такие учебные заведения теперь должны готовить водителей мопедов к получению необходимых им прав категории М. Кроме того, они обязаны обладать автодромом площадью не менее 0,24 гектара и оборудовать его светофором, дорожными знаками, "зеброй" и перекрестком, а также закупить в классы интерактивные доски и ввести новую дисциплину - психология вождения.
Весь прошлый год ушел на подготовку к новым требованиям, автошколы залезли в долги и, по словам специалистов, несколько лет будут только расплачиваться по кредитам.
- Еще полтора года назад мы прогнозировали закрытие половины всех автошкол в регионах, - сообщил "РГ" председатель правления некоммерческого партнерства "Гильдия автошкол" Сергей Лобарев. - Сейчас, по данным ГИБДД, 60 процентов автошкол приостановили свою работу, а в шести субъектах федерации они попросту закрылись.
Предложенные государством реформы, по словам Лобарева, не изменили ситуацию в лучшую сторону и не повысили качество подготовки водителей. Под новые требования, считает эксперт, успели подстроиться в основном директора автошкол "со связями".
- Ситуация приведет к тому, что люди будут искать обходные пути для получения водительских удостоверений, - предупреждает Сергей Лобарев. - По данным Общественной палаты, на черном рынке водительские права можно купить за 40-45 тысяч рублей. Примерно столько же сейчас стоит обучение в автошколе, а год назад такие услуги стоили порядка 12 тысяч. У многих возникнет соблазн не тратиться на сдачу экзаменов. Нас беспокоит и то, что ГИБДД не успевает выдавать удостоверения, процесс столь жестко формализован, что даже у тех автошкол, кто прошел проверку, взял ссуду, попытался войти в рынок, возникают проблемы. На бюрократические проволочки уходят долгие месяцы.
В "Гильдии автошкол" полагают, что в программу обучения включен целый ряд бесполезных занятий. Например, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, диспетчерское руководство автотранспортного предприятия и специфика работы такси. А вот актуальные темы почему-то исчезли из учебных планов - действия водителя при ДТП без вызова сотрудников ГИБДД ("европротокол"), использование парковочного пространства, действия водителя при остановке его сотрудником полиции.
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, новые требования позволяют убрать с рынка недобросовестные автошколы, где располагались на базе абсолютно неприспособленных помещений.
Сергей Лобарев не согласен с такими доводами.
- Уже полтора года, как запущена реформа, действуют новые правила, но до сих пор нет административного регламента, - посетовал он. - Никто не спорит - нужно убирать плохие автошколы с рынка. Но по каким критериям? Необходима четкость требований и логика действий. Такое впечатление, что реформа проводится без учета передового опыта зарубежных стран, где ситуация на дорогах, лучше, чем у нас. В европейских странах в автошколах не принимают экзамены на площадке и преподают 20-30 часов теории, у нас - 130. Перспективы не будет до тех пор, пока новые программы не приведут в соответствие с реалиями сегодняшнего дня. Автодромов таких размеров, мы считаем, не нужно. Не надо и таких избыточных требований, когда контроль преобладает над развитием. Мы намерены в самое ближайшее время обратиться в Общественную палату и к руководству ГИБДД с официальным письмом, чтобы нам помогли решить выйти из этой тупиковой ситуации.