25.01.2016 21:55
Власть

Почему новые поправки в КОАП ударят по бизнесу

Компаниям хотят поднять штрафы до 60 миллионов
Текст:  Сергей Катырин (президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ)
Российская газета - Федеральный выпуск: №14 (6882)
На февраль намечены нулевые чтения новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях.ТПП провела экспертизу этого законопроекта. Какие же опасения вызвал он у предпринимателей и экспертов?
Читать на сайте RG.RU

Во-первых, штрафы. Например, минимальный размер законопроектом предусмотрен на уровне 500 рублей, и это нормально. Но его верхняя планка для юридических лиц - 60 миллионов - абсолютно непосильная ноша для среднего и малого бизнеса. Так "дорого" будут наказывать в новой категории - за "грубые правонарушения". Но и средние штрафы в 1-5 миллионов рублей не по силам большинству. Встает вопрос о соразмерности наказаний.

Надзорные "каникулы" не защитят бизнес от всех проверок

Во-вторых, предложены новые сроки давности привлечения к административной ответственности - от одного года до шести лет. Это неприлично близко к Уголовному кодексу: два года после совершения преступления небольшой тяжести, шесть лет после совершения преступления средней тяжести. Но преступления и правонарушения - вещи принципиально разные. КоАП направлен на предупреждение совершения правонарушений с меньшей общественной опасностью и не может смыкаться с УК.

В-третьих, непонятен бизнесу и предложенный новый вид административного наказания: ликвидация юридического лица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ИП). Иными словами, предлагается наказывать не должностных лиц, а компанию или ИП, ликвидируя их. Безусловно, есть случаи, когда компания может быть ликвидирована, но здесь речь идет о нарушениях организационных, при которых само существование юридического лица незаконно. Появление каких-либо иных оснований для ликвидации, безусловно, приведет к росту давления на бизнес, коррупции, недобросовестной конкуренции.

В-четвертых, вызывает вопросы положение о разрешении видеосъемки в производстве по делам об административных правонарушениях только с санкции должностного лица, органа, в производстве которого находится дело. Практика свободной съемки в делах об административных правонарушениях давно доказала свою эффективность: видеофиксация деятельности сотрудников органов госвласти помогает избежать злоупотреблений, подлогов, коррупции. Следует ли от этого отказываться?

Надеюсь, что нулевые чтения законопроекта помогут найти компромисс по этим вопросам. Но работа будет нелегкой.

Административное право Бизнес Торгово-промышленная палата России