Если по сути, то главный риск - содержание экономической политики, рассогласование действий по ее важнейшим направлениям. Поэтому и основной вопрос - как будем переходить от антикризисного ручного управления к структурной повестке. И будет ли вообще здесь что-то делаться за пределами разнообразных программ, стратегий и т.п. Конечно, любому человеку не бесполезно быть в курсе намерений властей.
Однако есть и другие "сигнальные флажки", как правило, падающие, как в "эффекте домино", - нефть влияет на курс рубля, он, в свою очередь, переносится на внутренние цены, которые испытывают на прочность зарплаты, доходы, сбережения и прочее. В этой сцепке ясно - решающее значение имеет рост цен. В их темпах - вся синергия усилий правительства и Центробанка.
И, конечно, бюджет. Многие основные параметры так называемого базового сценария развития экономики, положенные в основу бюджетной конструкции-2016, уже основательно "поплыли". Вряд ли реалистичны ожидания среднегодового курса в 63,3 рубля за доллар США, цены Urals в среднем по году в 50 долларов за баррель, инфляции к декабрю "около 6 процентов".
Цена рисков - 1,5-1,7 триллиона рублей в доходной части без стресса с нефтеценами около 35 долларов за баррель. Со стрессом же - более 2 триллионов. Поэтому, конечно же, устойчивость госказны придется дополнительно укреплять. Наращивание госдолга - плохо, так как убирает из экономики потенциальный инвестиционный ресурс. Равномерный "арифметический" секвестр - еще хуже, поскольку это - опять-таки шок для многих секторов.
Приоритеты перераспределения расходов на человеческий капитал и инфраструктуру - много лучше. Но такой маневр трудноосуществим в 2016 году. Зато может стать основой бюджетного риск-менеджмента в 2017-м. Отсюда наиболее вероятное ускоренное расходование Резервного фонда и ужесточение требований к эффективности затрат по принципу: не умеете работать с госденьгами - отдайте другим.
Для оперативных решений есть еще антикризисные заначки - в целом примерно на 0,5 триллиона рублей. Поэтому сложности 2016 года, по большому счету, преодолимы. Проблема в том, что они носят системный характер. Если откладывать структурные реформы, то суверенные фонды закончатся к началу 2019 года. И отвечать на этот вызов надо уже в 2016 году. И граждане, и бизнес должны понимать правила бюджетного планирования "вдолгую". Пока же вместо искусства "кройки и шитья" наблюдаем "штопку дыр".
Что в этих условиях делать обычной российской семье? Например, нужно ли вкладываться в "большие" покупки или все-таки пытаться сберегать? Это вопросы личной стратегии. Уровень цен - главная подсказка по крупным тратам. Если речь идет о квартирах или авто, то ценовое "дно", видимо, впереди - рынки не прочь еще отступить. Если нужно что-то достраивать, применяя материалы, связанные с импортом, то стоило бы поторопиться. Что до сбережений - они всегда полезны, потому как дисциплинируют, оптимизируют текущее потребление, заставляют рациональнее планировать семейные бюджеты и в принципе добавляют несколько больше уверенности на ветрах приспособления к "новой реальности".
Но вкладываться стоит прежде всего в большие задачи - здоровье и образование, новые навыки и компетенции. Это - накопление личного "человеческого капитала", то есть потенциала возможностей для устройства "праздника, который всегда с тобой".
Предвижу вопрос: "А если все-таки сберегать, то как и в чем?". Здесь целесообразна комбинация вкладов: до трети сбережений хранить в иностранной валюте, остальное - в рублях, причем с разбивкой депозитов на три части по срокам - до месяца, до года и свыше. Довольно удобны вклады с дифференцированными ставками, их пересматривают, как правило, раз в квартал, они пополняемы и расходуемы в течение срока договора. Понятно, что все действия вкладчиков отражаются на доходности, но в целом пользоваться комфортно.
И, конечно, основную часть надо хранить в валюте главных платежей. На межвалютных перебежках "в короткую" риск потерь зашкаливает, потому что курс сильно колеблется. Еще из древнегреческой старины известно: Ахилл не догонит черепаху. Поэтому лучше не гоняться за ставками, а играть "вдолгую", так больше шансов перехитрить инфляцию. Приемлемая альтернатива депозитной классике - инвестиционное страхование жизни. Если же есть желание заработать больше и надолго подружиться с повышенным содержанием адреналина в крови, то тогда добро пожаловать в индивидуальные инвестиционные счета.
Никита Иванович, в какой сфере лучше всего сейчас пойдет свое маленькое дело?
Никита Масленников: Перспективна "сетевая" организация бизнеса с ориентацией на индивидуальные потребительские запросы. Но для этого принципиально важны встроенные в дело информационно-коммуникационные ресурсы.
Востребованными остаются и все услуги в сфере человеческого капитала: образовательные, медицинские, спортивно-оздоровительные, по уходу за детьми, больными, пожилыми людьми.
В близком времени стоит ожидать роста спроса и на рынке внутреннего туризма.