В своем свежем обзоре судебной практики Верховный суд страны в деталях разобрал конкретное дело, где автолюбителю досталась испорченная машина.
История случилась в Москве. Некий гражданин купил в одном из автосалонов автомобиль. Как рассказывается в материалах дела, в ходе эксплуатации машины постоянно возникала неполадка: горела лампочка неисправности двигателя.
Если кому-то кажется, что это мелочь, тот ошибается. Дело было вовсе не в лампочке, что-то крайне важное было не так в самой машине. По крайней мере в автосервисе не только не смогли быстро устранить неисправность, но даже слегка помяли авто в процессе ремонта. Видимо, перестарались. Так что потом еще пришлось, грубо говоря, замазывать царапины.
В какой-то момент бесконечный ремонт человеку надоел, и он потребовал вернуть деньги за машину. Дилеры не согласились, и начался судебный процесс.
Первая и вторая инстанция разошлись во мнениях. Первый суд встал на сторону истца. Апелляция поддержала дилеров. Отказывая в удовлетворении иска, вторая инстанция исходила в том числе из того, что, отремонтировав автомобиль, гражданин выбрал и реализовал свое право на устранение недостатка товара. Мол, раз не стал сразу требовать возврата денег и отдал машину в ремонт, то тема закрыта.
В итоге спор дошел до Верховного суда России. А он отменил решение апелляции и отправил дело на новое рассмотрение. Как пояснил Верховный суд, свободный и осознанный выбор потребителем способа устранения недостатков мог иметь место лишь в случае, когда он с достоверностью знал о необходимых существенных (более 45 дней) временных затратах на проведение ремонта и при этом согласился с таким способом устранения недостатков товара. "По смыслу закона, обязанность по информированию потребителя о сроках ремонта лежит на продавце (изготовителе)", - говорится в обзоре судебной практики.
Иными словами, продавцы должны были заранее предупредить, что дело серьезное и возиться с машиной они будут долго. Очень долго. Может, несколько месяцев. Если бы человек знал об этом заранее и сказал: "делайте", тема действительно была бы закрыта. Также косвенным согласием может служить факт, что человек молча дождался машины из гарантийного ремонта, поездил на ней долгое время, а потом решил предъявить претензии.
В таком случае ему скажут, что слишком поздно. Жаловаться надо сразу: или пока идет ремонт, или когда через несколько месяцев машину предложат забрать.
Но ставить покупателя перед фактом, мол, ждите, продавцы не вправе. Как пояснил Верховный суд, потребитель имеет право расторгнуть договор купли-продажи технически сложного товара и потребовать возврата уплаченной за такой товар денежной суммы по основаниям нарушения продавцом срока проведения гарантийного ремонта и существенного характера выявленного недостатка товара.
Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать 45 дней.