26.01.2016 21:00
Власть

Сергей Лавров подвел внешнеполитические итоги 2015 года

Министр иностранных дел России подвел внешнеполитические итоги 2015 года
Текст:  Екатерина Забродина
Российская газета - Федеральный выпуск: №15 (6883)
Почему Европа устала от санкций? Ждать ли "перезагрузки" в отношениях России с США после ухода президента Обамы?
Читать на сайте RG.RU

Как операция Военно-космических сил России помогла переломить ход многолетнего конфликта в Сирии - обо всем этом глава российского МИДа Сергей Лавров рассказал на традиционной пресс-конференции, подводившей внешнеполитические итоги 2015 года.

Лавров: Спектакль вокруг дела Литвиненко осложнит отношения с Западом

На встречу с министром пришло рекордное число журналистов - более четырехсот. В основном российские и зарубежные СМИ интересовали отношения России и Запада, а также ситуация в Сирии. По словам Лаврова, прошлый год выдался "сложным" и стал показательным во многих вопросах.

Министр иностранных дел подтвердил: Россия не собирается отказываться от сотрудничества с Европой. "Мы открыты для поступательного сотрудничества с европейскими странами и США, но только на основе взаимного уважения и равноправия. Некоторые наши западные коллеги говорят, что бизнеса с Россией больше не будет. Я могу согласиться с ними в том, что больше не будет "бизнеса как обычно", когда нам пытались навязывать односторонние договоренности, которые учитывают прежде всего интересы либо Евросоюза, либо США. И при этом нас убеждали, что это не нанесет ущерба нашим интересам. Эта история закончена. Начинается история, которая возможна только на основе равноправия и соблюдения всех принципов международного права", - отметил Лавров.

Глава российского внешнеполитического ведомства признал: все больше западных партнеров РФ говорят о том, что заинтересованы в скорейшей отмене санкций против Москвы.

"На деле получается, что к нам обращаются гораздо чаще, чем мы к Западу. Не мы бегаем за западными коллегами с призывом снять санкции. Россия об этом не упоминает", - прокомментировал ситуацию министр.

Лавров: Европа "берет под козырек" перед решениями США в НАТО

По словам Лаврова, " мы просто начинаем делать выводы о том, насколько надежны и договороспособны наши западные партнеры". Глава МИД РФ пояснил: "Россия сконцентрировалась на том, чтобы не зависеть от подобных зигзагов в западной политике. И теперь, когда к нам кто-то приезжает или когда нас встречают на каких-то международных форумах, то мы все время слышим: "Ну помогите нам уже выполнить Минские соглашения, чтобы эта страница была перевернута, потому что мы уже устали от санкций".

"То есть получается, что в этой ситуации мы им нужнее, чем они нам", - рассказал министр.

Яркое тому подтверждение - сохраняющаяся заинтересованность в совместных стратегических проектах, таких как "Северный поток-2". "Это экономический, коммерческий проект, он выгоден Германии и всей Европе, выгоден России. То, что пытаются этот проект подвергать идеологической критике и призывают не сотрудничать с Россией, потому что это будет "во вред Украине", - это попытки наши отношения затруднить, осложнить со стороны", - уверен глава МИД России. Показательной можно считать позицию немецких бизнесменов, которые "прагматично и здраво оценивают ситуацию", стремясь не допустить разрыва связей с российскими партнерами.

Все больше западных партнеров РФ говорят о том, что заинтересованы в скорейшей отмене санкций против Москвы

"Мы видим, насколько сложно сейчас формируется единая линия Европейского союза и насколько важна роль Германии в качестве ведущей страны, локомотива ЕС. Мы видим, насколько Германия стремится максимально учитывать интересы всех стран ЕС, и это становится делать все сложнее и сложнее, - признал Лавров. - Мы не заинтересованы в том, чтобы ЕС ослабевал, чтобы в нем появлялись какие-то трещины, чтобы он раскалывался. Мы заинтересованы в едином, сильном Евросоюзе, с которым комфортно работать и в экономике, и по всем другим вопросам. Но мы не можем не видеть происходящего. Мы видим существующее внутри ЕС активно-агрессивное меньшинство по целому ряду вопросов, не только по вопросам отношений с Россией, но и по многим вопросам внутреннего устройства. И ценим усилия Германии, направленные на то, чтобы это активно-агрессивное меньшинство все-таки умеряло бы свои аппетиты и амбиции и следовало неким общим правилам".

Другой пример - приостановка проекта "Южный поток". "Как признал Бойко Борисов (премьер-министр Болгарии. - "РГ"), его не дал строить Евросоюз, а именно - Брюссель. Я хочу все-таки видеть разницу между Евросоюзом и Брюсселем. Очень часто мы видим, как страны - члены ЕС начинают выражать все больше и больше недовольства теми шагами, которые предпринимает Еврокомиссия без согласования с ними. Мы не могли ждать перемены настроения в Брюсселе в отношении "Южного потока" и стали искать альтернативу, потому что Европе нужен российский газ. Украинский транзит ненадежен, вы можете в этом убеждаться ежедневно. Каждый день наши украинские соседи делают какие-то заявления: что они в десять раз повысят цену на транзит, хотя цена обозначена в контракте и так далее", - заметил Лавров.

Болгарский корреспондент, задававший вопрос на пресс-конференции, поддержал российского министра и передал ему национальные сувениры, в том числе походную фляжку. Лаврову подарок понравился.

Лавров: Действия ВКС РФ переломили ситуацию в Сирии

К перспективе новой "перезагрузки" с США после президентских выборов 2016 года на Смоленской площади относятся весьма сдержанно. Лавров напомнил, как еще в 1930-е годы, при установлении дипломатических отношений, Москва и Вашингтон по настоянию США обменялись письменными заверениями в том, что стороны не будут вмешиваться во внутренние дела друг друга. "Мы предложили недавно американцам подтвердить эти принципы, они ушли от ответа. А такая "перезагрузка" была бы полезной, - признал Лавров. Это касается и урегулирования конфликта в Сирии. По словам министра, воздушная операция ВКС РФ против террористов на территории республики реально помогла переломить ход многолетнего кровопролитного противостояния. "Действия российских ВКС помогли переломить ситуацию в Сирии. Они помогли обеспечить сужение контролируемого террористами пространства. Прояснилась картина, кто борется с террористами, а кто является их пособником и пытается их использовать в своих эгоистических целях", - сказал российский министр. При этом он опроверг слухи о том, что прилетавший в октябре в Москву президент Сирии Башар Асад просил в России политическое убежище: "Мы договорились о том, что президент Асад в ходе политического процесса, для участия в котором он готов направить делегацию, будет готов рассматривать политические реформы, которые в конечном итоге были заложены в решениях Венской группы и в Резолюции Совета Безопасности ООН 2254. Ни о каком политическом убежище никто не просил, никто ничего подобного не предлагал".

Прокомментировал Лавров и ситуацию вокруг доклада по итогам так называемого "публичного расследования" обстоятельств гибели в Лондоне в 2006 году бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко. "Судья Оуэн, зачитывая свои заключения, не сделал ни одного обвинения, которое не сопровождалось бы словами "возможно", "вероятно", - отметил Лавров. По словам главы МИД РФ, "в адрес высшего российского руководства выдвинуты серьезнейшие обвинения и при этом не предъявлено ровно никаких доказательств". И если бы этим делом "занялся грамотный юрист и проанализировал те факты и заявления, которые делают руководители британского правительства, то можно привлечь их к ответственности за клевету". Министр подтвердил, что "дело Литвиненко" осложнит отношения между Россией и Британией. "Причем отношения осложнятся безо всяких "возможно" и "может быть", - добавил Лавров. Говоря о ситуации с реализацией Минских соглашений, министр подтвердил, что "далеко не все договоренности были выполнены". По его словам, не были реализованы прежде всего, те договоренности, которые "касаются обязательств Киева по налаживанию диалога". "Украинские власти пытаются эти минские соглашения защищать не путем их последовательной и честной реализации, а путем подыгрывания радикалам, которые пытаются эти соглашения либо оспорить, либо извращенно, недобросовестно интерпретировать", - уверен глава МИД РФ.

Внешняя политика МИД