Не только интриги
Один из тихих московских двориков в районе Тверского бульвара. Стеклянная дверь, которая ведет в школу "Балетомагия". Здесь ничего не напоминает классическую балетную школу в советском ДК, куда нас водили родители. Мебель в стиле прованса, ароматические свечи, дизайнерские люстры, зеркала в золоченых рамах. Руководит школой премьер Большого театра Геннадий Янин. По его словам, это было его решение - быть непохожими на другие школы. "Мы хотели сохранить в этом особняке атмосферу красивого императорского театра, Большого театра, - рассказал "РГ" Геннадий Петрович. - В театре не только интриги и кислоты, в театре много хорошего - именно это я хотел перенести в наш клуб".
Школа работает год, и уже собрала немало постоянных клиентов, или, как их здесь называют, гостей, друзей, членов клуба. Кроме детских классов работает и класс для взрослых. Возраст - от 18 лет и до бесконечности. Он создан для тех, кто балетом никогда не занимался или занимался в детстве, но не помнит тех уроков.
Сегодня заполнить свободное время нетрудно - у школы "Балетомагия" есть немало конкурентов в виде фитнес-клубов и школ танцев. Во многих фитнес-клубах даже появилась новая дисциплина body-балет - она имеет мало общего с настоящим балетом, хотя на этих занятиях ученики выполняют упражнения у хореографического станка, учатся балетной растяжке. По словам Геннадия Янина, первое время у него даже была такая идея - создать школу, в которой классический балет будут преподавать именно в такой легкой форме body-балета. Но вскоре от этой идеи отказались. За таким неклассическим балетом можно прийти в любой фитнес-клуб, а в "Балетомагию" приходят именно за настоящим балетом. Здесь преподают класс балета Большого, только нагрузки любительские.
"Ассамбле" и "баллон"
Вечер пятницы. В классе - 7 человек. Вообще групповые занятия проходят для любого количества пришедших. Обычно в группе собирается до 12 человек. За посещаемостью строго никто не следит. Стандартное занятие длится час. Есть и сдвоенный урок - два часа. Самые преданные искусству занимаются два часа без перерыва. Иногда уроки проходят под живой аккомпанемент.
Геннадия Янина нельзя назвать строгим преподавателем, периодически он разбавляет занятие курьезными рассказами из своей творческой биографии. Может, и слегка шутливо пожурить. "А вы почему не встали напротив зеркала? Делаете по наитию? Анна Павлова тоже делала все по наитию", - говорит он ученице, которая стоит в стороне от остальных.
Если что-то не получается или нелегко поднять ногу на нужную высоту, Геннадий Петрович ругать не будет. А если что-то непонятно совсем - новичку непросто разобраться в премудрых французских терминах "ассамбле", "баллон", "батман тендю" - покажет еще не один раз. "У нас все-таки любительский уровень, - признается Геннадий Петрович. - Я про это никогда не забываю. Мы сначала хотели разделить всех учеников на начальный уровень и так называемый более продвинутый. Не получается. Все люди работают, могут приходить к нам только по вечерам. Днем к нам приходят те, кто работает неподалеку в офисах, утром - кто живет здесь рядом, а вечером приходят те, кто приехал специально после работы. У многих есть только это свободное время".
Для детей в школе такие классы, разделенные по возрасту и степени подготовки, есть. Педагоги, которые работают со взрослыми, строят свою программу в зависимости от того, кто пришел. Всех "старожилов" преподаватели помнят. С новичками тут же знакомятся. Программа строится так, чтобы одним было не скучно, а других не перегрузить. Любой вновь пришедший может включиться в занятие сразу. Единственное, что преподаватели советуют новичкам - позаниматься первое время индивидуально, чтобы догнать тех, кто ходит в школу уже несколько месяцев.
Чистить зубы на одной ноге
Вступительных экзаменов в школу нет. На уровень физической подготовленности и растяжки здесь также никто не смотрит. Как говорит Геннадий Янин, случайные люди сюда не приходят. Так не бывает, что кто-то ходил на хоккей, а потом решил: "А пойду-ка я займусь балетом". Но все-таки чтобы понять, нужен ли вам балет, лучше всего посетить одно пробное занятие (1300 рублей).
"Сбылась моя детская мечта, - рассказала "РГ" Анна А. - Когда-то в детстве я очень хотела ходить на балет, но у родителей не было возможности отдать меня в балетный класс. Мне балет нравится больше, чем фитнес. В зале - бездумный подъем тяжестей. А здесь мы работаем над красивым телом под красивую музыку".
А другая ученица школы "Балетомагия" Дарья В. ходит по вечером на балет, а утром - на фитнес. "Меня привела сюда подружка, - говорит она. - Раньше я никогда не занималась балетом. Фитнес - это для выносливости, а балет для меня - это грация, красота тела. Хожу три раза в неделю после работы. Для меня балет вместо психолога".
Оценок в школе для взрослых, конечно, не существует. А чтобы сохранить мотивацию, к 8 Марта группа будет участвовать в открытом уроке и показывать специально отрепетированные вариации. В гости ждут премьеров Большого театра.
На вопрос, задаете ли вы домашние задания своим ученикам, Геннадий Петрович улыбается. "Какие могут быть домашние задания, если вы не занимаетесь этим профессионально, - говорит он. - Кто-то, конечно, начинает чистить зубы дома, стоя на одной ноге. Для меня это занебесное рвение".
И самое главное, по словам Геннадия Петровича, научиться балету можно в любом возрасте - и в 20, и в 30, и в 40 лет. Что для него, классического танцовщика, было открытием. В танце не существует понятия "рано" или "поздно" - любой возраст идеален для того, чтобы начать.
Геннадий Петрович Янин - заслуженный артист России. Художественный директор "Балетомагии". В 1986 году окончил Московскую государственную академию хореографии. С 1995 года работает в Большом театре. В 2003-2011 годах Геннадий Янин занимал пост управляющего балетной труппой Большого театра. С 2009 года ведет программу "Абсолютный слух" на телеканале "Россия К". В 2010 году альманах "Абсолютный слух" был удостоен диплома Всероссийского фестиваля телевизионных программ и фильмов "ТелеПроФи" в номинации "Просветительская программа" "За редкий на федеральных каналах абсолютный слух, вкус и взгляд". Является лауреатом премии "Золотая маска" (2003) за роль Гармониста в балете Большого театра "Светлый ручей".