По оценке экспертов "РГ", "стрижка" может влить в банки дополнительные 100-200 миллиардов рублей.
Механизм, предложенный минфином, в международной практике известен как bail-in. При превышении порога объема депозита, установленного законом, "излишек" могут пустить на санацию банка путем конвертации требований кредиторов третьей очереди в субординированные займы или уставной капитал. По словам замминистра финансов РФ Алексея Моисеева, bail-in рассматривается как один из вариантов работы с российскими банками, которые уже оказались в предбанкротном положении. "В ситуации, когда банк оказался неплатежеспособным, его можно либо обанкротить, либо отдать на санацию другому банку, либо выделить часть активов и пассивов и тоже продать другому банку. Если спроса со стороны других банков нет, банк банкротится, все граждане получают только 1,4 миллиона рублей, а юрлица, если у банка недостаточно активов, не получают ничего", - рассказал Алексей Моисеев. В минфине рассчитывают, что новый механизм позволит юрлицам и владельцам крупных депозитов не ниже 100 миллионов рублей стать акционерами и через несколько лет после финансового оздоровления вернуть деньги.
Позже помощник министра финансов Светлана Никитина уточнила, что bail-in рассматривается как дополнительная поддержка вкладчиков и банков. При этом работающих кредитных организаций он касаться не будет - речь только о санируемых банках.
О введении механизма bail-in в России заговорили в 2015 году. В ЦБ отмечали, что такую схему можно считать перспективной, если целью ставится оздоровление. По словам первого зампреда ЦБ Алексея Симановского, механизм позволит сохранить кредитные организации, у которых возникли небольшие проблемы с капиталом, а также снимет с бюджета часть нагрузки.
Точно оценить количество VIP-вкладчиков со счетами от 100 миллионов рублей, которые в принудительном порядке могут стать кредиторами банков, не представляется возможным. По словам доцента факультета финансов и банковского дела РАНХиГС при президенте РФ Василия Якимкина, в любом банке найдется "десяток-другой" таких вкладчиков, которые зачастую хорошо знакомы с руководством кредитной организации, в которой держат деньги. "Теоретически применение механизма bail-in к их счетам позволила бы дополнить капитал проблемных банков на 100-200 миллиардов рублей", - полагает Василий Якимкин. По оценке собеседника "РГ", проблемы, связанные с недостаточностью капитала, сейчас испытывают более 200 российских банков.