Страшная память войны
В Центре фотографии им. братьев Люмьер 3 февраля откроется выставка "Альбом Аушвица". На выставке, которая готовится совместными усилиями Чешского центра, Еврейского музея в Праге, Польского культурного Центра и посольства Израиля в Москве, представят 200 уникальных снимков лагеря смерти Аушвиц-Биркенау, сделанных весной 1944 года и методично собранных в один альбом неизвестным офицером СС. Альбом был найден в одном из бараков лагеря Миттельбау-Дора в день его освобождения выжившей узницей лагеря, девятнадцатилетней Лили Якоб. Альбом Аушвица - по сути единственный в своем роде архив документальных фотографий действующего лагеря, за исключением нескольких снимков его строительства в 1942-1943 гг., и трех фотографий, сделанных самими заключенными. Выставка в Центре фотографии представит работы в той хронологии, в которой выстроен альбом офицера СС. Согласно некоторым источникам, эти фотографии были сделаны чуть ли не в один день, по другим данным - на протяжении нескольких недель.
В экспозицию также войдут видеозаписи монологов выживших узников Аушвица, которые попали в лагерь детьми. Интервью самой Лили Якоб, нашедшей альбом, Тибора Беермана, Аранки Сигал и других свидетелей одного из самых страшных событий в истории человечества предоставлены Фондом Шоа - Институтом визуальной истории и образования Университета Южной Калифорнии.
Боязнь жуков
11 февраля в рамках совместного проекта ГЦСИ и Галереи Гари Татинцяна в ГЦСИ откроется выставка "Мистификаторы". Кураторы решили представить избранные работы самых уважаемых авторов современного искусства и показать, как в начале XXI века трансформировались такие художественные течения XX века, как дадаизм, сюрреализм, концептуализм. Среди представленных авторов - Барбара Крюгер и Дэмиен Херст, Тони Мателли и Вим Дельвуа, Джорджо Кондо и Малкольм Морли, Пол Маккарти и Тони Оурслер, Ясумаса Моримура и Кейичи Танаами, Питер Сол, Эрвин Вурм и Джоэл-Питер Уиткин. Современные художники создают свою несуществующую реальность. Все они - мистификаторы. Зрители погрузятся в пространства несуществующих миров, фантастических сновидений, иллюзий.
Барбара Крюгер работает с образами масс-медиа в технике монтажа, соединяет заимствованные из различных источников фотографии с провокативными текстами. В работе "Стыдись этого, осуждай это" она создает напряженный, близкий к коллажам сюрреалистов и художников круга дада абсурдистский образ, восходящий по своей эстетике к работам русских конструктивистов.
Вим Дельвуа в работах "Перекошенный грузовик..." создает деформированные машины из архитектурных элементов средневековых готических соборов. Иллюзия? Да, полностью искаженная реальность.
Диптих Дэмиена Хёрста "Клаустрофобия/Агорафобия" - это металлические шкафы, наполненные рядами висящих противогазов. Издалека они производят впечатление коллекции гигантских жуков, а при приближении, когда становится видно содержимое шкафов, у зрителя возникает ощущение тревоги, вызванное предчувствием опасности заражения воздуха. Таким образом, в своей работе автор искажает реальность и манипулирует противоречивой природой человеческих фобий.
На денек в Тбилиси
Долгожданный проект "Необыкновенная выставка Резо Габриадзе" откроется в Музее Москвы 12 февраля. Поводов к этой выставке два: в этом году Резо Габриадзе исполняется 80 лет, а Музей Москвы отметит 120-летие. Проект, который увидят в столице, был специально подготовлен самим Габриадзе.
В экспозиции "Необыкновенная выставка. Театр. Мультимедиа. Кино" покажут 600 графических и живописных работ, представленных в виде проекций с элементами анимации. Их дополнят фрагменты из кинофильмов и литературных произведений мастера. Кроме того, в Москву привезут более 240 кукол, созданных на протяжении 30 лет по авторским эскизам самим Резо Габриадзе и его учениками.
И самый главный подарок москвичам - спектакли, которые привезет театр в Музей Москвы. В специально построенном зале на 250 мест будут показаны знаменитые спектакли: "Сталинград", "Осень моей весны", "Рамона" и "Бриллиант Маршала де Фантье". При входе в зрительный зал возведут копию знаменитой башни с часами, украшающую архитектурный ансамбль театра в Тбилиси. Перед каждым спектаклем на ней будет появляться златокрылый ангел, звонить в колокольчик и приглашать зрителей на представление.
Спектакли будут показывать вечером, а днем на этой же площадке будут демонстрироваться художественные фильмы, снятые по сценариям Резо Габриадзе - любимые и ушедшие в народ на цитаты "Мимино", "Кин-дза-дза", "Не горюй!", а также менее известные российскому зрителю грузинские фильмы.
"Резо Габриадзе - всемирно известный художник, сценарист, писатель, скульптор, театральный режиссер, которого Питер Брук назвал "великим изобретателем", - говорит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. - Его спектакли всегда завораживающее действо: иносказательное, с переплетениями смыслов, сменой настроений, всегда эмоционально наполненное. Уверена, что "Необыкновенная выставка" Резо Габриадзе увлечет нас в иную реальность, с которой не захочется расставаться, вновь откроет нам метафоричный и глубокий мир, в котором трогательны и животные, и механизмы, и люди".
Погружение в эпоху Просвещения
Третьяковская галерея 19 февраля откроет большую монографическую выставку "Федор Рокотов: лица екатерининской эпохи". Федор Рокотов - один из самых лучших русских портретистов эпохи Просвещения и один из самых загадочных художников своего времени. Художник, пользовавшийся огромной славой при жизни, после смерти был забыт почти на столетие. Достоверных сведений о рождении и первых годах жизни Федора Степановича и вовсе не сохранилось.
Состоятельный домовладелец, один из учредителей московского Английского клуба долгое время считался выходцем из дворянской среды. Затем обнаружились факты, свидетельствующие, что Федор Степанович родился в семье крепостных, принадлежавших князю П.И. Репнину. В 1755 году в Москву приехал граф Петр Шувалов набирать одаренных юношей для Петербургской Академии художеств. Известный вельможа, один из самых образованных людей своего времени, Шувалов заметил молодого Рокотова и поддержал его. В его доме Рокотов обучался живописи под руководством итальянца Пьетро Ротари.
Созданный Рокотовым тип портрета - камерный интимный портрет - занял особое место в истории русской портретной живописи. Художник обладал редким даром, позволяющим мастерски передавать внутренний мир своего героя. Его модели будто бы выступают из мерцающего полумрака, лица слегка размыты. Приглушенные тона, ничего показного, никакой искусственной эффектности - основные черты портретов Рокотова.
Монографическая выставка в Третьяковке приоткроет завесу тайны над биографией художника. Проект перенесет посетителей в атмосферу второй половины XVIII века. Концепция экспозиции - "художник и эпоха". Все, кто заглянут в Третьяковку, смогут увидеть знаменитые портреты Рокотова в окружении видов столицы и дворянских усадеб, выполненных в графике, подлинных книг и документов того времени. А для максимального погружения в залах будет звучать музыка зарубежных и русских композиторов эпохи Просвещения.
Стул эпохи хрущевок
Выставка "Советский модернизм - феномен культуры и дизайна ХХ века" откроется в галерее "Эритаж" 20 февраля. До недавнего времени понятия "советский модернизм" не существовало, а про советский дизайн часто говорили презрительно. Но то, что делалось в области промышленного дизайна в 1960-е, можно назвать настоящим феноменом культуры XX века. Достаточно взглянуть на историческую подоплеку и на сами образцы. Международный Фестиваль молодежи и студентов 1957 года, Американская национальная выставка в Москве 1959 года, где было впервые показано западное искусство позднего модернизма, стали точками отсчета зарождения новых форм и нового стиля. Его основными принципами стали: простота, функциональность, демократичность, экономичность и отсутствие декоративных излишеств. К сожалению, образцов мебельного дизайна той эпохи сохранилось мало - в погоне за польскими гарнитурами и чехословацкими стенками из ДСП население 1970-х так же легко расставалось с отечественными журнальными столиками, широкими креслами и необъятными торшерами, как когда-то с резными буфетами, венскими стульями и шифоньерами. Понадобилось немало времени, чтобы признать - 1960-е годы были десятилетием развития промышленного дизайна, когда изделия советских проектировщиков не только шли в ногу со временем, но и не уступали западным образцам. Кроме того, дизайнеры и архитекторы того времени обращались к идеям Баухауза и вдохновлялись экспериментами русских художников-авангардистов.
Развитию советского модернизма способствовал и факт переселения в "хрущовки". Советские дизайнеры получили задачу разработать принципиально новую модель частного интерьера. Но компактность и функциональность были продиктованы не только ограниченным пространством жилплощади, как часто не без доли желчи отмечают критики советской эпохи, но, на самом деле, самим духом эпохи, когда каждый ребенок мечтал стать космонавтом, а взрослые зачитывались научной фантастикой. Стулья, кресла и диваны с легкими формами, тонкими ножками и практически отсутствующими мягкими поверхностями, как выясняется сейчас, ассоциировались с минималистской обстановкой космического корабля. И часто это были штучные образцы, проектируемые Всесоюзным институтом мебели (да, был и такой!), а до создания конвеерных вещей, рассчитанных на массового потребителя, было еще далеко.
Диапазон предметов, представленных на выставке в галерее "Эритаж", широк: авторская мебель ограниченного тиража для так называемых "образцовых квартир" и уникальные экземпляры, собранные умельцами того времени. Также гостям покажут работы фотографов и художников, без которых немыслима эпоха 1960-х годов, - Георгия Петрусова, Дмитрия Бальтерманца, Олега Целкова, Дмитрия Краснопевцева, Анатолия Зверева и других.