Сейчас в "черном списке" банкиров, который ведет мегарегулятор, 4742 человека, и это число растет пропорционально числу отозванных лицензий. Об этом рассказал зампредседателя ЦБ Михаил Сухов.
В дальнейшем он считает правильным дать ЦБ право через суд добиваться пожизненной дисквалификации банкиров в случае существенных или повторных нарушений законодательства о банках и банковской деятельности.
А десять лет - это тот срок, в течение которого полностью завершаются процедуры финансового оздоровления и ликвидации. И по итогам банкротства и санации окончательно видна степень вины менеджера или владельца в крахе банка, отмечает Михаил Сухов.
За последние 2,5 года лицензии были отозваны у 220 кредитных организаций, и общая сумма превышения обязательств над активами в этих банках достигла 1,2 триллиона рублей - при том, что обязательств было на 1,9 триллиона, пояснил "масштабы бедствия" Сухов. Часто перед банкротством активы банков исчезают в неизвестном направлении, схемы вывода постоянно совершенствуются. И если рядовые вкладчики тут же получают страховое возмещение, то юрлица теряют огромные деньги. Да и для Фонда страхования вкладов нагрузка получается такой, что выплаты вкладчикам сейчас уже происходят в основном не за счет страховых взносов банков, а за счет кредитов ЦБ, то есть за счет денежной эмиссии.
Мера правильная, но сейчас дело не в сроке, а в том, как применяется дисквалификация для банкиров на практике, считает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов.
"Черный список" должен формироваться более прозрачно, исключительно по решениям суда, но при этом далеко не по всем, даже резонансным случаям доведения банка до банкротства состоялись судебные приговоры с конкретными обвиняемыми, отмечает эксперт. За 2,5 года ЦБ направил обращения в правоохранительные органы по 118 банкам, уголовные дела возбуждены по 55 банкам, рассказал Сухов.
"Очень важны критерии, по которым формируется "черный список", - продолжает Олег Иванов. - Иногда после отзыва лицензии в него заносится весь топ-менеджмент по определению. Это может сломать жизнь совершенно неповинным людям - обычно банкротство вызывают конкретные операции, которые проводятся очень узкой группой, например, руководителем банка с одним из заместителей".
ЦБ хочет ограничить долларизацию банковской системы и экономики в целом.
Первый зампред Банка России Алексей Симановский предлагает повысить коэффициенты риска для валютных операций, и тем самым обязать банки, активно кредитующие в валюте, увеличить свой капитал.
Речь не идет о шоковом воздействии, подчеркивает Симановский, может быть лишь плавное и не приводящее к серьезным последствиям повышение коэффициентов риска. "Мы хотим, чтобы на валютные операции было побольше капитала, это реакция на то, что все валютные операции несут повышенный риск", - сказал он, напомнив, что в отдельных сегментах уже есть повышенные коэффициенты риска, к примеру, 300 процентов по валютной ипотеке.
Кроме того, рассматриваются "незначительные изменения" отчислений в фонд обязательного резервирования по валютным депозитам юрлиц.
Проект нормативного акта Центральный банк РФ опубликует в ближайший месяц, и до принятия окончательного решения обещает обязательно обсудить его с банковским сообществом.
"Эти меры повысят устойчивость банковской системы, но могут стать минусом для экономики, если крупные экспортеры и импортеры увидят, что им выгоднее хранить валюту за рубежом", - считает Олег Иванов. И ЦБ не оглашает всей программы для валютного рынка, на котором проблемой номер один является непредсказуемая волатильность обменного курса.