Это уже не первая попытка "отучить" героев киноискусства от пагубной привычки. В России четыре года назад вступил в силу закон, защищающий детей от вредоносной информации, который вызвал недоумение в обществе. На экспертизу по "вредности" были отправлены "Ну, погоди!", "Крокодил Гена" и многие, любимые поколениями, киношедевры. "РГ" попросила пояснить смысл очередной акции по борьбе с курением в киноискусстве психолога Татьяну Мизинову и киноведа Даниила Дондурея.
В советской киноиндустрии курили везде и всюду. Одни наши мультфильмы чего стоят. К примеру, в "Бременских музыкантах" Осел увлеченно отправляет в небо кольца дыма. В волшебном мультике "Три банана" капитан не выпускает изо рта трубку. А капитан Врунгель? В книге Александра Некрасова есть страшное предложение: "Он (капитан Врунгель) свирепо грыз огромную прокуренную трубку". В замечательном детском фильме "Немухинские музыканты" один из героев и вовсе "делает самые лучшие в мире трубки" и, конечно, любит выкурить трубочку. А в "Республике "ШКИД", по нынешним меркам, есть совсем дикий эпизод, где курят - о, ужас! - дети! Про "Ну, погоди!", "Крокодила Гену", "Карлсона" и "Простоквашино" лучше и не вспоминать. Эти шедевры мультипликации первым делом были помечены меткой 18+, когда в силу вступил закон о защите детей от вредоносной информации. Телеканалы вынуждены показывать классику советской мультипликации в ночное время, а чиновники пригрозили отправить крокодила Гену и Волка на экспертизу, чтобы выяснить, можно ли считать курящего трубку крокодила художественной ценностью.
- Я никогда не акцентировала детское внимание на нервно курящем папе Малыша в "Карлсоне", - говорит Мария, мама четырехлетней Лели и двухлетнего Егора. - Наши курящие герои - лишний повод для родителей на понятном материале объяснить, что к чему. Тот же папа в "Карлсоне" вечно кашляет, вот следствие курения. Вряд ли авторы "Простоквашино" и "Ну, погоди!" имели цель приобщить детей к сигарете, они просто изображали быт.
Курением в кино озаботились на международном уровне. "Фильмы, демонстрирующие табачную продукцию, побудили миллионы молодых людей по всему миру начать курить", говорится в докладе. Отмечается, что исследования, проведенные в Америке, показали: 37 процентов подростков приобщились к табаку, увидев сцены курения на экране. Эксперты убеждены: если маркировать фильмы со сценами курения как продукцию для взрослых, количество курящей молодежи можно сократить до 20 процентов и предотвратить миллион смертей. Благие намерения.
- Профилактика таких вещей, как табакокурение и алкоголизм, безусловно, важна, - считает Татьяна Мизинова, директор Центра психологической поддержки "Персона". - Но на таких мультфильмах, как "Ну, погоди!", где нехороший Волк курит бесконечно, "Простоквашино", где папа дяди Федора задумчиво покуривает трубку, выросли целые поколения. Кто-то из этих когда-то маленьких зрителей сейчас курит, кто-то нет. Эти привычки формируются не из мелких эпизодов детских мультфильмов. Важнее, как ведут себя родители. Дети могут не смотреть фильмы со сценами курения, но видеть, как мама или папа не выпускают из рук сигарету. Понятно, если ребенок занят в спортивной секции или пребывает постоянно в какой-то благополучной среде, то, даже посмотрев на курящего Волка, он не будет курить. Ребенка нужно воспитывать, если малыш увидел, как мультипликационный Волк курит, мама должна объяснить, что это плохой, негативный персонаж.
По мнению психолога, создавая новые фильмы, эпизоды с курением и алкоголем включать туда не стоит.
- Но маркировать уже созданные, замечательные кинокартины меткой 18+, неправильно, - убеждена Мизинова. - Никаких доказательств того, что маленькие эпизоды в фильмах и мультфильмах пагубно повлияли на формирование вредных привычек у ребенка, не существует.
Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино":
- Я думаю, это скорее символический жест, связанный с тем, чтобы в будущем перепугать кинематографистов, чтобы они четко знали: вставляешь сцену курения - и у тебя 18 лет минус, ты теряешь аудиторию до 18 лет. А "до 18 лет" - это половина всей аудитории кинотеатров. То есть это испуг на будущее - вместо сотен миллионов от проката можешь получить в два раза меньше. Второй момент недальновидности этой рекомендации связан с тем, что сегодня никто не может контролировать доступ к кинопоказу. Невозможно контролировать на всех видах демонстрации из-за технологической революции. У меня сотрудницу пятилетняя дочь обучает, как пользоваться планшетом. В свои девять она будет таким знатоком и мастером доступа к любым информационным архивным и другим ресурсам мира, что никакая ВОЗ, никакие законы не смогут контролировать доступ этой девочки ко всему, что она захочет посмотреть. В-третьих. Мы прекрасно знаем, что кино снималось и в другие эпохи отношения людей к курению. Нельзя себе представить, к примеру, в 70-е годы, в период итальянской новой волны или французской, человека без сигареты во рту. Лишить этого кинематограф - преступление. Нельзя себе представить, чтобы еще 80 лет назад женщины показывали голые щиколотки или ноги до колен, и посмотрите, что происходит сегодня. И, наконец, четвертое, никто не может лишить человечество шедевров мирового искусства. Учитывая только эти четыре причины, думаю, что рекомендации ВОЗ - всего лишь указание из серии "до Уральских гор осталось 7634 км".