04.02.2016 00:00
Общество

4 февраля отметят Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями

На форуме в Москве ведущие онкологи бьют тревогу
Текст:  Ирина Краснопольская
Российская газета - Федеральный выпуск: №22 (6890)
4 февраля Всемирный день борьбы с онкологическими заболеваниями. Проводится он не в первый и, увы, не в последний раз. По той грустной причине, что рак не только не сдает свои позиции, а напротив - Всемирная организация здравоохранения предупреждает о грядущей волне онконедугов.
Читать на сайте RG.RU
Александр Бурлаков: Онколог всегда должен быть психологом

По прогнозам ВОЗ, к 2030 году количество новых случаев заболевания раком возрастет примерно на 70 процентов - до 21,6 миллиона в год. В 2012 году было 14 миллионов. Количество летальных исходов по вине рака возрастет с 8,2 миллиона до 13 миллионов в год. Больше всего случаев заболевания будет регистрироваться в развивающихся странах с низким и средним уровнем жизни. Хотя, отмечает ВОЗ, это не означает, что люди с хорошим достатком окажутся в безопасности: как правило, они употребляют больше табака и алкоголя, а также продукты, подвергающиеся обработке химическими веществами. К тому же все больше людей отдают предпочтение нездоровому образу жизни, вредным привычкам.

Может поэтому, несмотря на то, что первенство по количеству заболевших, по летальным исходам по-прежнему держат болезни сердца и сосудов, именно рак вызывает панический страх.

Сегодня в Москве проходит IX Форум "Движение против рака". Форум проводится каждый год. Собираются на него представители медицинского сообщества, ВОЗ, профильных органов власти, общественных организаций, лидеров фарминдустрии и страхового бизнеса. Тема нынешнего форума: обсуждение плана конкретных решений и мер, направленных на снижение смертности от онкологических заболеваний, увеличение продолжительности и качества жизни пациентов. Актуально? Да. Но не ново. Несмотря на сообщения об успехах в этой области, фактах избавления от рака, ситуация не меняется. Почему?

РГ + Россия 24: В РФ упростили выдачу обезболивающих препаратов для онкобольных

Руководитель Российского научного онкологического центра имени Блохина, онколог с мировым именем академик Михаил Иванович Давыдов ответил на этот вопрос так: "Я больше сорока лет в онкологии. И все эти годы мы - мои учителя, мои коллеги, я сам - муссируем одну и ту же тему: основная причина неудач в онкологии - позднее выявление злокачественных болезней. Победить рак можно только при непременном условии: выявить его на доклинической стадии".

Такие страны, как США, Япония, скандинавские, решили проблему проведением массивных скрининговых программ, нацеленных на доклиническое выявление рака. По сути, речь идет об активном обследовании здорового населения. Михаил Иванович привел в пример Японию, где самая высокая в мире заболеваемость раком желудка. Поэтому после 30 лет каждые полгода там все проходят гастроскопическое исследование. И раннее выявление рака желудка равно 85 процентам. Для Японии запущенный рак желудка - это нонсенс.

У нас все ровно наоборот. Хотя даже в условиях экономического и валютного кризиса принимаются меры поддержки службы здоровья. Однако положение онкологических больных существенно не улучшилось. Сказывается неэффективность системы обязательного медицинского страхования, недостаток финансирования, нерациональное использование бюджетных средств, выделяемых на медицину. Ведь можно сколь угодно долго говорить о необходимости доклинического выявления рака. Рассказывать о тех или иных достижениях в лечении онкобольных. Но, к сожалению, очень часто тем, кто попал в раковые клещи, от этого не легче. Потому что нет системы, которая бы позволила всем гражданам в любом регионе получать все необходимые им виды медицинской помощи, в том числе онкологической.

Путину доложили, как лечат больных раком детей

...Заслуженный генерал, прошедший, казалось, сквозь все огни и воды, застрелился, чтобы избавить себя от мучительных болей последней стадии рака. Лишь после этого начали судорожно принимать решения об улучшении паллиативной помощи таким больным. Однако должного уровня нет и по сей день.

Онкология, все, что с ней связано, стоит больших денег. Препараты дороги чрезвычайно, используемые высокие технологии дороги чрезвычайно. Но еще чрезвычайнее сложности получения того и другого. Мы не удивляемся тому, что люди с достатком стараются лечить онкологические заболевания в зарубежных клиниках. И не потому, что у нас не умеют лечить эти недуги. А потому, что у нас онкопомощь не всем доступна. Огромные деньги уходят из страны.

И тут правы те, кто имеет отношение к борьбе с онкологическими болезнями: надо использовать возможности софинансирования.

Не однажды спрашивала ведущих онкологов: возможно ли появление вакцины против рака? Вряд ли светит нам такое светлое будущее. Потому главное - и не только в день борьбы с онкологическими заболеваниями, а всегда - уметь поймать рак на доклинической стадии, и чтобы его современное лечение было доступно не только избранным.

Здоровье