- Ласло или, как его называли на русский манер, Владислав Месарош, безусловно, оказал влияние на развитие киргизского искусства, хотя жил и работал в Киргизии только три года, - рассказывает заслуженный скульптор КР Садырбек Макеев - Воздействие его творчества стало особенно заметно проявляться в работах молодых скульпторов 60-х годов. Первое значительное произведение художника периода пребывания в Киргизии - "Портрет киргизской крестьянки". Перед зрителем захватывающе правдивый человеческий характер. Подробно и энергично вылеплено широкоскулое лицо с миндалевидными глазами, тугой кожей и резкими морщинами. Создавая образ терпеливой и мудрой женщины с нелегкой судьбой, скульптор запечатлел скорбный и серьезный взгляд, мягкие и усталые очертания красивых губ и плавную линию подбородка. Есть что-то неуловимо знакомое в том, как повязан ее платок.
Кстати сказать, супруга мастера Вильма Людвиговна в числе 18 конкурсантов принимала участие в конкурсе проектов герба Киргизской ССР.
Современники вспоминают, что обычно Ласло любил работать с бронзой и другими благородными материалами. Много работ исполнено в тонированном гипсе. Среди них "Молодой киргиз" и "Киргизская девушка". Самым же значимым его творением могла бы стать серия фризов для зала заседаний Дома правительства Киргизии. Однако он успел подготовить лишь эскизы.
Жизнь мастера круто изменилась в 1938 году. После обвинений в шпионаже в пользу Германии он был арестован. Несколько лет супруга отчаянно пыталась спасти мужа. В архивах сохранились ее письма Лаврентию Берии, Михаилу Калинину, обращалась она и к местным властям.
Дело скульптора долгое время находилось под грифом "Секретно". Окутана тайной и его смерть. По одном данным, он скончался в исправительно- трудовом лагере за несколько дней до своего освобождения в 1945 году. Другие факты говорят, что мастера расстреляли через год после ареста.
Ласло Месароша реабилитировали посмертно. Его именем названа одна из улиц Бишкека. В постоянной экспозиции Национального музея экспонируются четыре скульптурных произведения мастера - председатель дунганского колхоза, пожилая крестьянка, девочка в тюбетейке и студент. В фондах музея хранится всего восемь портретов и рельеф "Стахановский забой".