06.02.2016 12:20
Экономика

Минфин предложил с 1 апреля повысить акцизы на бензин

Минфин предлагает снова повысить акцизы на топливо
Текст:  Юлия Кривошапко
Российская газета - Федеральный выпуск: №25 (6893)
Акцизы на бензин в России с 1 апреля могут вырасти на два рубля. С инициативой об их повышении выступает Минфин.
Читать на сайте RG.RU

"Мы предлагаем повысить акцизы на бензин на 2 рубля и дизельное топливо на 1 рубль. Это принесет бюджету 80 миллиардов рублей в 2016 году", - сообщил журналистам министр финансов Антон Силуанов, слова которого приводит РИА Новости.

По мнению главы Минфина, рост акцизов, если он будет одобрен, не должен привести к подорожанию топлива. "Рублевая цена нефти снижается, на опте цена на бензин определяется методом net back, соответственно и цена на бензин должна снижаться. Поэтому мы считаем, что автолюбители не должны почувствовать этого изменения", - сказал Силуанов.

ФАС разъяснила, почему бензин в России не дешевеет так, как нефть

Минфин предлагает также вдвое снизить вычет по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Силуанов пояснил, что при существующих ценах на нефть система налогообложения нефтянки работает в пользу нефтяников, а не в пользу бюджета.

Он отметил, что в настоящее время при расчете НДПИ на нефть установлен вычет 15 долларов за баррель, который, по словам Силуанова, формировался как издержки при добыче барреля нефти в условиях высоких цен на нефть. Сейчас издержки значительно ниже - в два раза, потому что рублевая цена не изменилась, а долларовая сократилась. "Поэтому по логике вещей сейчас нужно вычет по НДПИ корректировать. По нашим оценкам, примерно в два раза", - сказал глава Минфина.

К слову, Антон Силуанов сообщил, что Минфин и Минэнерго в течение этого года определятся с параметрами реформы налогообложения нефтяной отрасли.

Автомобилисты перейдут на бензин Евро-5 уже к июлю 2016 года

Как уточнил глава Минфина, сейчас существует очень много режимов налогообложения, которые касаются предоставления льгот на начальной стадии, льгот на конечной стадии, когда уже выработано месторождение. "Все это предусматривается отдельным механизмом предоставления льгот. Стоит вопрос: либо его сохранять, либо делать единую систему налога на добавочный доход", - пояснил Антон Силуанов.

В Федеральной антимонопольной службе (ФАС), тем временем, отмечают, что налоговая нагрузка на нефтяников в России достаточно велика. И это, по мнению ведомства, одна из причин медленного снижения цен на топливо на фоне резко просевшей нефти. Доля налогов в стоимости топлива в России, по оценке ФАС, составляет 55-60 процентов. Выше - только в Европе - около 80 процентов. Самый низкий этот показатель в США - всего 20-25 процентов.

Кстати

Минфин по-прежнему ставит своей целью добиться дефицита бюджета в 3 процента при цене на нефть в 2016 году 40 долларов за баррель. Если она будет на уровне 30 долларов за баррель, объем выпадающих доходов, по оценке финансового ведомства, составит 2 - 2,5 триллиона рублей.

По предварительным данным Росстата, цены на бензин с начала года снизились на 0,3 процента, на дизель - на 0,2 процента. Средняя стоимость литра Аи-92 сейчас составляет 33,8 рубля. Дизельное топливо продают по 35,46 рубля за литр.

как вам это?

Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России:

- Если бюджету нужны деньги, а именно этим минфин обосновывает свою инициативу о необходимости повышения акцизов, то, на мой взгляд, нам нужно активнее развивать малый бизнес в нефтегазовой отрасли. В России сегодня простаивает порядка 20 тысяч скважин из-за того, что они малорентабельны с точки зрения крупных нефтедобывающих компаний. Можно было бы отдать эти скважины малым компаниям, поддержать их льготами на какой-то период - ввести, скажем, налоговые каникулы. С помощью таких мер удалось бы увеличить налогооблагаемую базу в нефтяной отрасли и получить дополнительные доходы в бюджет.

Сергей Удалов, исполнительный директор аналитического агентства "Автостат":

- Для большинства владельцев машин стоимость топлива сегодня не является критичной. При покупке автомобиля экономичность - по-прежнему не главный фактор для будущего владельца. Высокая стоимость страховки и запчастей - более существенные статьи расходов для автомобилистов, нежели топливо. Однако из-за роста акцизов и повышения цен на бензин и дизель, если оно произойдет, могут подорожать транспортные перевозки. Как следствие, вырастут цены на продукты и товары, что внесет свой вклад в и без того немаленькую инфляцию. Вот это действительно может больно ударить по нашим кошелькам.

Бензин Нефть и газ Минфин