По словам председателя правительства РФ Дмитрия Медведева, общая ситуация на рынке продаж новых авто выглядит не очень стабильной. Так, на протяжении последних лет четко прослеживается спад продаж. Помочь в этой ситуации должны две программы: утилизация старых автомобилей и обмен по системе "Трейд-ин". Они уже действовали на протяжении нескольких лет и доказали свою эффективность, поэтому решено было продлить мероприятия и в этом году.
Так, при покупке нового автомобиля клиент получает возможность сдать свой старый авто в утиль и получить при этом скидку. В этом году в зависимости от типа утилизируемого авто (легковой, внедорожник, спецтехника) скидка может составлять от 50 до 350 тысяч рублей. Скидки предоставляются на автомобили, собранные на автозаводах России.
Кроме увеличения объема продаж по программе утилизации автомобилей, дилеры получат компенсацию в полном размере средств. К примеру, в прошлом году минпромторг решил, как распределит 10 миллиардов рублей, выделенных на продолжение госпрограммы обновления автопарка. Производители легковых автомобилей получили 60 процентов средств, коммерческого транспорта - 40 процентов. Затем деньги делятся между компаниями, в том числе с учетом доли в общем выпуске в России в прошлом году. Определенной формулы расчета нет, но, как показывает практика, основными клиентами программы утилизации становятся поклонники АвтоВАЗа. Именно они сдают свои старые машины на свалку, выбирая взамен нового четырехколесного друга в салоне. В 2015 году компания израсходовала квоту в два миллиарда рублей на поставки автомобилей "Лада" в рамках программы утилизации за несколько месяцев. Покупка новых авто по этой программе оказалась настолько популярной среди населения, что правительству пришлось выделять дополнительные средства вдобавок к уже установленным квотам, чтобы покрыть растущий во время кризиса спрос на экономичные отечественные модели. В прошлом году программа утилизации обеспечила АвтоВАЗу около 40 процентов объема продаж, треть автомобилей Kia были куплены по этой же программе, столько же реализовал и УАЗ.
Напомним, что, чтобы получить скидку в 50 тысяч рублей при покупке нового, старое авто должно быть старше десяти лет, быть на колесах, иметь все части кузова и внутренних агрегатов, а владелец "автохлама" должен являться собственником больше полугода.
Корреспондент "РГ" попыталась сдать в утиль подержанный ВАЗ 10-й модели в разных регионах Северо-Запада и получила неожиданные ответы.
В архангельском автосалоне - официальном представительстве "Лады" - сразу огорошили: квоты, которые получил салон в январе, закончились еще в начале месяца.
- Чтобы сдать ваше авто, нужно ждать февраля, но я не гарантирую, что вы попадете в программу утилизации, в прошлом месяце места были всего для пяти машин, - заявил менеджер автосалона Василий.
Кроме того, Василий пояснил, что свою старую машину необходимо самостоятельно пригнать на площадку утилизации, а это в нескольких километрах от города. После этого владельцу необходимо явиться в ГИБДД, а далее, получив все бумаги, в салон уже за новым авто.
- На все процедуры у вас уйдет день, а может быть, и два, - пояснил архангельский менеджер. - К сожалению, гарантировать я вам ничего не могу, спрос на программу бешеный. Перезвоните нам 1 февраля.
В Вологде, наоборот, на мой вопрос о квотах для регионов и невозможности попасть в программу удивились и предложили проехать в салон прямо сейчас.
- Мы сами доставим автомобиль до места утилизации, - ответили в офисе официального дилера "Лада" в Вологде. - Процедура займет два-три часа, вам только нужно будет самостоятельно взять справку в ГИБДД.
Примерно такая же схема утилизации распространена и в Новгороде. Новгородский салон предлагает оставить ненужный авто на специальной стоянке, после чего его заберут на утилизацию.
- Есть небольшая проблема с выпиской сертификатов, с помощью которых предоставляется скидка на покупку, - рассказал продавец автосалона в Новгороде Михаил. - Бывает, что они просто заканчиваются. Тогда мы звоним в головной офис, и в течение нескольких дней бумаги снова у нас. В январе такого не случалось, но пик продаж пришелся на декабрь. По нашей статистике, 80 процентов проданных "Лад" - это либо участники программы "Трейд- ин", либо утилизации.
В Мурманске в среднем каждый месяц около 15 машин в салоне покупаются благодаря действию этой программы. Однако свои нюансы все же есть. В Заполярье также необходимо везти свой авто в центр утилизации, который находится за городом. Если агрегат не на ходу, то можно заказать эвакуатор - услуга стоит около двух тысяч рублей.
Что же касается Ленинградской области, то пункты приема старых автомобилей на утиль есть практически в каждом районе. Владельцу только нужно выбрать, куда ближе, а там уже, как говорится, дело техники.
- В 2015 году многие автодилеры оказались в затруднительном положении: спрос по программе утилизации на определенные модели, в основном отечественные экономичные, превышал предложение, и салонам приходилось резервировать поступающие к ним автомобили на несколько месяцев вперед, - рассказывает директор департамента корпоративных продаж ГК "АвтоСпецЦентр" Андрей Храмов. - К тому же остальной модельный ряд оставался практически невостребованным, и общий уровень продаж у дилеров падал.
Примерно в такой ситуации оказались автосалоны Архангельской области, которые сейчас думают над тем, как получить новые квоты на утилизацию.
В Калининграде только один салон является официальным дилером АвтоВАЗа в регионе. Но получить скидку за сдачу старого транспортного средства у них нельзя. Как нам пояснил представитель калининградского автосалона, программа не работает по техническим причинам, но по каким именно, неизвестно.
Впрочем, экспертов это не удивляет. В Калининградской области российский автопром никогда не пользовался популярностью из-за географического положения региона.
- Стоит отметить, что популярность программы утилизации в регионах остается разной. В Северо-Западном федеральном округе ситуация специфическая: там программой воспользовались в основном жители Санкт-Петербурга. Хотя в целом по региону интерес к программе заметно ниже, чем в Центральной России, - подмечает Андрей Храмов. - Если популярность программы среди населения упадет, у многих автодилеров могут снизиться продажи легковых машин. Нужно брать в расчет и то, что акцент в этом году сделан на утилизацию внедорожников и грузовиков массой свыше 2,91 тонны - автовладельцы смогут выручить за них 350 тысяч рублей.
В итоге без проблем утилизировать старую "Ладу" корреспондент "РГ" могла в Вологде, Санкт-Петербурге либо Новгороде. В других регионах пока есть небольшие трудности со сдачей авто в утиль, где-то не хватает квот, а в салонах закончились сертификаты.