- Центробанк поступает правильно, обсуждая планы на ближайшие годы: не секрет, что иногда принимаются документы, которые затем вызывают недоумение у профессионального сообщества, - отмечает директор уральского филиала Национальной ассоциации участников фондового рынка Радик Ахметшин.
По словам первого заместителя председателя ЦБ Сергея Швецова, документ, носящий рабочее название "Проект основных направлений развития и обеспечения стабильного функционирования финансового рынка РФ на 2016-2018 годы", впервые ставит цели. Их три: повышение уровня и качества жизни граждан России, развитие реального сектора экономики и создание условий для роста финансовой индустрии. Для достижения первой из них ЦБ и другие заинтересованные ведомства намерены обеспечить полную доступность финансовых услуг для граждан, защиту их прав, а также повышение финансовой грамотности всех и каждого.
- Главное - не увеличение объема предоставляемых услуг или продаж финансовых продуктов, - подчеркивает Сергей Швецов. - Нет, наша задача - удовлетворение потребности населения, чтобы его ожидания совпадали с действительностью. Ключевым элементом финансового рынка является доверие, и мы никогда его не получим, если использование банковских продуктов будет для людей неприятным сюрпризом.
Среди комплекса мер - включение специального курса в обязательную программу школ. Только это, по мнению экспертов, поможет ликвидировать тотальную финансовую дремучесть подавляющего большинства, на которой наживаются все кому не лень. Очередной опрос на эту тему, проведенный в прошлом году, показал: только 12 процентов россиян знают, что в стране создана система защиты прав потребителей финансовых услуг; три процента в курсе, что этим занимается Центробанк.
Уже с сентября 2016-го изучать новый предмет станут все девятиклассники, а впоследствии уроки финансовой грамотности введут с пятого класса. По словам Сергея Швецова, в результате ребенок должен осознать свои финансовые потребности, в том числе в отдаленной перспективе, понять, например, на что содержать семью, как планировать будущую пенсию. Кроме того, нелишними будут навыки денежной дисциплины, умение пользоваться инструментами финансового рынка, оценивать риски, а также самостоятельно разыскивать и анализировать информацию о них в доступных источниках.
Кроме того, стратегия подразумевает создание института специальных уполномоченных, которые займутся урегулированием споров с потребителями финансовых организаций, а также создание особых продуктов и услуг для разных групп населения. Также Банк России намерен информировать граждан о деятельности недобросовестных посредников и "пирамид", для чего будут установлены дополнительные требования к рекламе. "Публичная реклама финансовых продуктов и услуг, не предназначенных для неквалифицированных потребителей, должна быть существенно ограничена", - гласит проект документа.
Вторая группа его "бенефициаров" - реальный сектор.
- Здесь приоритет мы формулируем так: содействие экономическому росту за счет предоставления конкурентного доступа хозяйствующих субъектов к долговому финансированию, - поясняет зампред ЦБ. - У компаний должен быть выбор, на каких условиях получать кредитные средства. Мы также уделяем внимание не только долговому финансированию: предприятия должны иметь доступ и к рынку капитала.
В ближайшие три года акцент в этом отношении будет сделан на публичные компании, но в перспективе возможность размещения акций могут получить и стартапы, и частные компании, которые находятся в стадии роста и подготовки к IPO.
Наконец, собственно финансовый рынок в отдаленной перспективе будет развиваться в том числе и за счет продажи услуг на международных рынках, например в Казахстане и других странах СНГ. Однако в ближайшие три года игрокам предложено сконцентрировать внимание на продвижении продуктов для населения и предприятий. Согласно стратегии проблему дефицита обеспечения в финансовой системе поможет решить развитие рынка облигаций. Это создаст привлекательные условия для перехода на него заемщиков из числа представителей крупного бизнеса и позволит высвободить капитал кредитных организаций.
- Тем самым у банковского сектора появится возможность увеличить объем кредитования заемщиков, не имеющих выхода на облигационный рынок, в том числе предприятий малого и среднего бизнеса, - отмечает эксперт.
Именно этот момент вызывает опасения у банковского сообщества в регионах.
- Для ряда банков это обернется сокращением доли рынка, - отмечает Евгений Болотин, заместитель председателя Уральского банковского союза (УБС). - Мы понимаем: облигационный рынок нужен и, когда он будет полностью сформирован, банки тоже выиграют за счет получения дополнительного обеспечения и новых инструментов ликвидности, но на начальном этапе могут возникнуть проблемы.
Так, по его словам, стратегия предполагает, что крупнейшие корпоративные клиенты вместо заимствования у банков должны идти за деньгами на биржу. Это несомненно ужесточает конкуренцию внутри банковской системы: крупные федеральные игроки, потеряв долю рынка, пойдут в сегмент кредитования малого и среднего бизнеса, занятый сегодня главным образом региональными банками.
По словам председателя УБС Валентины Мурановой, банкиров в регионах также интересует, будут ли повышаться требования к минимальному капиталу, потому что сегодня собственники кредитных учреждений находятся в той же кризисной ситуации, не позволяющей изыскивать из своих бюджетов средства для наращивания этого показателя.
- Каждый субъект финансового рынка в регионах будет подстраиваться под новую стратегию, - отметила она. - Когда появится окончательный вариант документа, местным банкам придется корректировать свои стратегические планы.