Лучшие образцы отечественных автоматов, пистолетов и боеприпасов были показаны на крупнейшей выставке стрелкового вооружения в США. О новинках и новых тенденциях в оружейной моде "Российской газете" рассказал исполнительный директор Союза оружейников России, руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
Руслан Николаевич, каковы сегодня позиции России на мировом рынке боевого стрелкового оружия? И какова его доля в общем объеме?
Руслан Пухов: В силу объективных обстоятельств (относительно небольшая стоимость образцов) экспорт стрелкового вооружения занимает незначительное место в общих крупных стоимостных показателях. Всего несколько процентов. Однако при этом российские оружейники занимают достаточно прочное положение на мировом рынке и расширяют географию продаж боевого оружия.
Из последних крупных контрактов на этом поприще можно отметить поставку 10 тысяч автоматов Калашникова силам безопасности Афганистана в прошлом году, строительство завода по выпуску 100 тысяч автоматов конструкции Калашникова в Венесуэле. Подписывались хотя и менее крупные по объему, но довольно оригинальные контракты. Например, на поставку 100 автоматов для подводной стрельбы АДС в одну из стран СНГ и пулеметов ПК в Финляндию. Как видите, бренд, связанный с именем Калашникова, остается в цене.
Автоматы Калашникова, ориентированные преимущественно на экспорт "сотой серии", пользуются высоким спросом. Традиционно популярно на рынке специализированное российское стрелковое оружие для различных сил спецназначения, а также полицейское и охотничье оружие.
Но для удержания позиций России необходим выход на мировой рынок новых поколений стрелкового оружия, в том числе созданного в рамках внедрения новой армейской экипировки "Ратник".
Автоматы КалашниковаА какое оружие получит российский пехотинец, оснащенный комплексом "Ратник"?
Руслан Пухов: Как известно, в программе испытаний в качестве основного комплекса стрелкового оружия для "Ратника" выступают два образца - автомат АК-12, представленный концерном "Калашников", и автомат А-545 со сбалансированной автоматикой, созданный на ковровском Заводе имени В.А. Дегтярева. Выбор на самом деле очень сложный, поскольку обе системы соответствуют всем требованиям заказчика.
При этом АК-12, который иногда называют автоматом Калашникова пятого поколения, обладает высокой преемственностью с предыдущими образцами семейства АК. Однако дело не только в проверенной схеме: АК-12 не требует обвеса - он уже оборудован всем необходимым. На нем штатно установлены современная ствольная коробка и цевье, на которых расположены интегрированные планки Пикатинни. Это позволяет произвести установку на оружие дополнительного оборудования. Автомат становится легче и имеет совершенно новую эргономику.
А-545 представляет дальнейшее развитие конструкции автомата АЕК-971, отрабатываемой в Коврове с семидесятых годов минувшего века. Схема со сбалансированной автоматикой предполагает меньшую отдачу при стрельбе, но так ли это важно для солдата, если учесть, что при использовании 5,45-мм малоимпульсного патрона отдача и без того минимальная. Поэтому сбалансированная автоматика, на мой взгляд, это не более чем приятный момент для стрелка, однако ее значение не стоит преувеличивать.
Куда более весомым фактором для заказчика является дефицит производственных мощностей у "ЗиД". Для постановки А-545 на массовое производство нужно, по сути, построить новый завод. А это - дополнительные инвестиции и время.
В последнее время много говорят об эффективности патронов "промежуточных" калибров диапазона между 5,45/5,56 мм и 7,62 мм. Почему новый автомат не делается под новый калибр?
Руслан Пухов: Действительно, тема новых патронов калибров 6 или 6,8 мм сейчас популярна во всем мире, особенно на Западе. Однако, несмотря на создание образцов под такие калибры (в том числе в России), до сих пор ни одна армия мира не приняла на массовое вооружение оружие под такие патроны. Причины всеобщего отказа от перевода стрелкового оружия на принципиально новый калибр очевидны - совершенно устрашающая стоимость потребного выпуска соответствующего количества патронов для любой крупной армии.
В то же время не исключено, что в дальнейшем эволюция стрелкового оружия приведет к переходу в его новых поколениях на новые калибры повышенной эффективности.
Однако по теме "Ратник" министерство обороны заказывает бикалиберные системы оружия, имеющие, помимо основного варианта калибром 5,45 мм, также варианты под старый "промежуточный" патрон 7,62 мм образца 1943 года. Варианты автоматов в калибре 7,62 мм к "Ратнику" планируется выпускать для "нишевого" применения, однако можно говорить об определенном "ренессансе" калибра 7,62 мм, вызванного боевым опытом последних конфликтов.
Какова, на ваш взгляд, общая ситуация с разработкой и производством стрелкового оружия в России? Каково положение нашей страны в мировом рейтинге в данной сфере?
Руслан Пухов: Советский Союз, а теперь и Российская Федерация, бесспорно, являлись и являются одними из мировых лидеров в стрелковом вооружении. Достаточно указать, что автомат Калашникова, с учетом всех его вариаций и клонов, выпускаемых в мире, стал самым массовым образцом стрелкового автоматического оружия в истории.
И сегодня в нашей стране не прекращаются разработки стрелкового оружия самого широкого спектра - от пистолетов и охотничьих ружей до крупнокалиберных пулеметов и уникального подводного оружия. Идут постоянные работы по патронам, по оружию новых конструктивных схем и так далее. Здесь мы находимся на самом передовом научно-технологическом уровне.
Уникальное отечественное стрелковое оружиеОднако объективно получается, что основу стрелкового вооружения нашей армии по сей день составляют образцы, изначально разработанные в период с конца сороковых по начало шестидесятых годов, тот же АК принят на вооружение еще в 1947 году. Нет ли здесь угрозы технологического отставания?
Руслан Пухов: Давайте для начала ответим на вопрос о месте стрелкового оружия в системе современного вооружения вообще. При всей символичности автомата как "главного оружия" солдата, совершенно ясно, что как средство поражения противника в современной войне огонь стрелкового оружия будет играть незначительную роль. Сейчас это обстоятельство несколько нивелируется участием вооруженных сил ведущих стран в разного рода локальных конфликтах, в противоповстанческих и антитеррористических действиях, где значение огня стрелкового оружия остается высоким. Тем не менее главным направлением военного строительства остается вероятное участие в высокотехнологичных войнах с сильными в военном и экономическом отношениях государствами. Не говоря уже о возможности ядерного конфликта.
Поэтому стрелковое вооружение сейчас уже не является критически важным элементом системы вооружения. При наличии на вооружении и в производстве отработанных образцов, а также больших запасов стрелкового оружия на хранении в качестве мобилизационного резерва вопрос о закупке новых образцов стрелкового оружия, очевидно, не является приоритетным для военно-технической политики, особенно в условиях бюджетных ограничений.
Поэтому неудивительно, что вопрос замены в армии того же старого доброго "Калашникова" (сейчас уже в исполнении АК-74) долгое время не являлся приоритетным. Особенно с учетом того, что сейчас, с технической точки зрения, в целом практически нереально добиться радикального повышения огневой эффективности новых образцов стрелкового оружия по отношению к предыдущим поколениям - какие конструкторские изыски ни применяй. Относительно небольшой рост эффективности огня новых образцов не оправдывает стоимости перевооружения.
Можно ли привести конкретные примеры того, о чем вы рассуждаете?
Руслан Пухов: Весьма интересный автомат Никонова со смещенным импульсом отдачи был принят на вооружение в девяностые годы как АН-94. Но он так и не стал полноценной заменой АК-74. По одной причине - массовая закупка новых автоматов ради незначительного повышения огневой эффективности была бы мало оправданной роскошью. Даже армия США до сих пор сохраняет на вооружении старые автоматические винтовки семейства М16/М4, несмотря на постоянно возникающие проекты по их замене.
В свое время значительный резонанс имела закупка Министерством обороны России снайперских винтовок на Западе, в том числе в Австрии и Великобритании. Преодолена ли эта зависимость от импорта к настоящему времени?
Руслан Пухов: Это было решение, позволившее не только быстро получить современные снайперские комплексы для оснащения относительно немногочисленных высокопрофессиональных снайперов, но и познакомиться с передовыми западными разработками в области этого вида оружия.
К настоящему времени в России созданы и производятся собственные современные профессиональные снайперские комплексы, в частности "Орсис" Т-5000 или Конструкторским бюро приборостроения (ВС-8). Институт ЦНИИТОЧМАШ ведет работы по созданию высокоточных снайперских комплексов нового поколения по тактико-техническим заданиям, представленным ФСО, ФСБ, МВД и Министерством обороны России - в частности снайперского комплекса "Точность" в калибрах 7,62 мм и 8,6 мм. В 2015 году были начаты государственные испытания войскового снайперского комплекса, созданного ЦНИИТОЧМАШ по теме "Ратник".
В 2015 году успешно завершены испытания модернизированной снайперской винтовки Драгунова (СВДМ). Будучи глубокой модернизации широко известной СВД, СВДМ получила ряд важных новшеств по сравнению с базовой версией. В рамках Гособоронзаказа СВДМ уже начала поступать в войска.
Идут работы и над модернизацией снайперской винтовки СВ-98.
Руслан Николаевич, о выставках стрелкового вооружения и боеприпасов SHOTShow, проходящих регулярно в Соединенных Штатах, в нашей стране знают мало. Она, как говорится, не на слуху. Вы принимали в ней участие. Где она проходила и какова была по своим масштабам?
Руслан Пухов: Выставка The Shooting, Hunting, and Outdoor Trade Show (SHOT Show 2016), как ни странно, проходила в столице мирового игорного бизнеса Лас-Вегасе. Она, без сомнения, является одним из важнейших событий в мире стрелкового оружия. В ней приняло участие 1600 экспонентов из 25 стран. Это мероприятие проходит ежегодно на протяжении уже 37 лет.
В первую очередь оружейный салон ориентирован на американский рынок стрелкового оружия, который по праву считается крупнейшим в мире. И традиционно доминировали на нем американские оружейные компании.
В этом году оружейная выставка проходила под знаком того, что администрация президента Барака Обамы может значительно ужесточить правила владения оружием для американских граждан, что очевидным образом повлияет и на их продажи. Связанная с этим нервозность действительно ощущалась, хотя все участники мероприятия демонстрировали оптимизм, что неудивительно.
Рост числа преступлений с применением огнестрельного оружия и массовыми жертвами в США привел к тому, что с 2010 года продажи оружия в стране стали неуклонно расти. Впрочем, угрозы об ограничении его продажи тоже сыграли на руку торговцам стрелковым вооружением, порождая почти ажиотажный спрос.
Что отличало оружейный салон 2016 года от предыдущих?
Руслан Пухов: Мне кажется, его подчеркнутая феминизация. Производители оружия в США все больше внимания уделяют женской аудитории, поэтому на многих стендах можно было видеть снайперские винтовки в розовых тонах, фиолетовые пистолеты, а также специальную женскую экипировку для скрытого ношения оружия. К слову, это не дань современной моде, а просчитанный шаг. В США с 2001 по 2013 год доля женщин среди охотников выросла с 10 до 19 процентов, другими словами, там уже 3,3 миллиона женщин-охотниц.
Что из новинок можно было бы выделить?
Руслан Пухов: Из собственно стрелкового оружия можно отметить новое семейство пистолетов от известной компании Glock. Эта австрийская компания презентовала две новые модели пистолетов - G17 Gen4 MOS и G19 Gen4 MOS. Не отстали и американские производители, например, Smith & Wesson представила новую модель пистолета SW22 Victory, которая вызвала неподдельный интерес посетителей. Для вооружения американских силовых ведомств, включая министерство обороны, компания Ruger разработала модель пистолета с незатейливым названием American Pistol. Конкретно в данном случае отмечу работу американских пиарщиков - новый пистолет продвигается под лозунгом "все остальное будет уже неамериканским".
Была ли представлена наша страна и каково вообще отношение к российскому оружию за океаном?
Руслан Пухов: Можно ответить коротко: российское оружие остается в цене. Большой интерес вызвала новая высокоточная пневматическая винтовка M2R производства компании "Атаман".
Выставлялись различные вариации "Калашникова". Интересны образцы, показанные местными умельцами. В США много маленьких фирм и даже индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на модернизации российских образцов стрелкового оружия под конкретных заказчиков. Весьма необычно смотрелся, например, AK-50 Leviathan - автомат Калашникова в крупном калибре .50 BMG - 12,7 мм. Это фактически "вольное сочинение на тему" АК, только под патрон от крупнокалиберного пулемета. Причем этот "Левиафан" создали не в какой-то крупной оружейной корпорации, смастерил его обычный американец, большой любитель оружия и поклонник конструктора Калашникова. Еще более удивительно, что создатель стреляющего "Левиафана" намерен выпускать его на продажу и уверен в рыночном успехе.
Тема нашего самого известного автомата вообще очень активно звучала на выставке. Было представлено много различных аксессуаров, например, новые пистолетные рукоятки для доработки автоматов АК. И показывали их не только российские производители.
Представлялись ли средства защиты?
Руслан Пухов: Такие системы были очень разнообразны и показывались весьма ярко. Например, компания Safariland Group представила новую линейку средств индивидуальной защиты, попросту говоря, бронежилетов, которые на классические "броники" были совсем не похожи. Они напоминали, скорее, защитное снаряжение "Бэтмена" из известного фильма - что-то среднее между рыцарскими доспехами и космическим скафандром.
Чем прошедшая выставка могла быть полезна для отечественных разработчиков и производителей стрелкового оружия?
Руслан Пухов: Напомню читателям, что Союз российских оружейников объединяет более 50 предприятий и организаций ОПК, связанных с разработкой, производством и реализацией гражданского, служебного оружия и боеприпасов. И участие в подобного рода мероприятиях значительно обогащает кругозор всех, кто связан с оружейным производством, позволяет "держать руку на пульсе" современных мировых тенденций по разработке и производству стрелкового оружия.
Не секрет, что после 2014 года санкционная война сильно сказалась на наших производителях, для которых фактически закрыли рынки не только военного, но и гражданского оружия стран-"санкционеров", хотя спрос на наше оружие там имеется, причем весьма значительный. А рыночные законы весьма суровы - если о тебе забыли, вернуться на рынок очень сложно. По моему мнению, мы все равно должны напоминать о себе западным заказчикам, пользуясь любой возможностью. И поэтому участие в выставках, подобных американской SHOT Show 2016, для нас именно в сложившихся условиях представляется более чем целесообразным.
В ходе рабочих встреч на выставке я как представитель Союза оружейников постарался донести до наших зарубежных коллег идею о том, что российская оружейная промышленность не стоит на месте и открыта к сотрудничеству.
Ну и, конечно, познакомиться с их достижениями наглядно, что называется, "пощупать руками", чтобы потом поделиться своими наблюдениями с теми, кто занят разработкой, производством и продажей российского стрелкового оружия. А также с читателями "Российской газеты".