13.02.2016 21:35
Власть

Саудовская Аравия и Турция показали неуважение к дипломатии США

Текст:  Евгений Шестаков
Громкие заявления о готовности к наземному вторжению в Сирию, вновь прозвучавшие после завершения Мюнхенской конференции из столиц региональных союзников США - Саудовской Аравии и Турции, стали откровенным неуважением к усилиям американской дипломатии по разрешению сирийского кризиса мирным путем.
Читать на сайте RG.RU

Они выглядят тем более странными, поскольку в пятницу на заседании Международного комитета по Сирии, его участники, включая Саудовскую Аравию, представленную министром иностранных дел, единогласно приняли совместный план действий, который гарантирует беспрепятственный пропуск гуманитарных конвоев к осажденным сирийским городам, независимо на чьей территории они расположены - подконтрольной вооруженной оппозиции или сирийской армии. А ключевым пунктом этой "дорожной карты" стала договоренность о прекращении военных действий в Сирии всеми сторонами конфликта.

СМИ: Турция открыла огонь по авиабазе на севере Сирии

Этот документ не означал окончательного завершения операций ни со стороны антитеррористической коалиции, возглавляемой США, ни российскими военно-космическими силами. Компромисс заключался в формуле, при которой в качестве дальнейших целей для воздушных ударов в Сирии будут выбираться группировки, которые официально признаны Советом безопасности ООН террористическими. Но самое главное заключалось в том, что США и Россия на равных взяли на себя ответственность за реализацию этого плана: Москве предстояло договориться с президентом САР Башаром Асадом, тогда как Вашингтон обещал повлиять на рвущихся в бой региональных союзников. А те в свою очередь - на подконтрольные им группы сирийской оппозиции. Кроме того, главы внешнеполитических ведомств России и США договорились, и вечером в субботу вновь подтвердили свои договоренности, о более тесном взаимодействии Минобороны РФ и Пентагона при планировании операций в Сирии.

Тем не менее уже на следующий день после утверждения на заседании Международного комитета по Сирии этой "дорожной карты", все достигнутые в ней соглашения  начали странным образом переиначиваться. Неожиданно для Москвы представитель госдепартамента США стал утверждать в Вашингтоне, что Россия должна полностью свернуть воздушную операцию в Сирии в то время, как американская коалиция на законных основаниях продолжит удары по целям на подконтрольных ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки ИГИЛ) территориях.

С не менее обескураживающим заявлением выступил в субботу утром представитель Пентагона. По его мнению, ни о каком более тесном сотрудничестве, а тем более - совместном с Минобороны РФ выявлении целей в Сирии речи не идет. Но без этого шага, по мнению Москвы, невозможно договориться о том, какие группировки следует бомбить, а какие следует считать легальными участниками межсирийского переговорного процесса в Женеве. Словом, все выглядит таким образом, что госсекретарь Джон Керри не убедил союзников США в регионе честно следовать принятым в Мюнхене совместным с Россией решениям. В Эр-Рияде и Анкаре не поверили в реальную возможность прекращения военных действий в Сирии, а потому ищут предлог, чтобы сорвать мюнхенские соглашения.

Лавров и Керри обсудили в Мюнхене сирийский вопрос

Например, как сделала Турция, обстреляв позиции воюющих с ДАИШ курдских подразделений. Не исключено, что на недоговороспособную позицию Саудовской Аравии и Турции, заинтересованных в падении режима Асада, оказали влияние полевые командиры сирийской оппозиции, не желающие ничего слышать о дипломатии и настроенные на продолжение войны.

Добавлю, что Россия и США в Мюнхене выступили  в качестве партнеров-гарантов, поддержавших скорейшее прекращение сирийского противостояния на основе совместного плана. И в том случае, если он в итоге так и не будет реализован, это спровоцирует обострение военного противостояния в Сирии, а, возможно, и его новую, куда более кровопролитную фазу с участием иностранных военных контингентов. Это будет очередной тупик, из которого дипломатам станет еще сложнее искать выход.

Внешняя политика США МИД