"Российская газета" разобралась, насколько далеко можно пойти ради рекламы своей продукции.
На рекламе изображена девушка азиатской внешности в свадебной фате на фоне автомобиля. Намек более чем прозрачен - пора менять Kia , Hyundai Solaris на обновленную Lada Vesta. Этот намек официальный дилер Hyundai тут же парировал в своих интересах. В адрес отечественного автопроизводителя полетело ответное "Наши НЕ Весты не ломаются". Вскоре в рекламные битвы включились дилеры других знаменитых брендов. От "Ниссана" последовало: "Посмотри по сторонам и выбирай НЕвесту сам", от "Тойоты" - "Наша невеста лучшая! Стремись к лучшему!". Ответили АвтоВАЗу дилеры таких автопроизводителей, как Volkswagen ("Наша НЕвеста в Polo на все готова!"), Peugeot ("Тили-тили тесто. И Partner и Невеста"), Citroen ("Citroen C-Elysee - надежный жених из Европы"), Audi ("Девочки, не ссорьтесь").
По мнению экспертов Федеральной антимонопольной службы, признаков нарушения закона о рекламе не усматривается. Нормы закона о рекламе не запрещают проводить сравнение своих товаров с товарами иных производителей, главное условие - сравнение должно быть корректным, пояснила замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ведомства Татьяна Никитина. Также, по словам Никитиной, не запрещено взаимное сравнение конкурентами своих товаров в рекламных целях.
Подобные приемы на отечественном рынке маркетинга не новы, рассказал заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью РАНХиГС, профессор Владимир Евстафьев. Для продвижения марки кваса в свое время авторы использовали слоган "Квас - не Кола. Пей Николу". Реклама, добавил профессор, была воспринята позитивно, особенно на фоне другого популярного девиза "Покупай отечественное". Оба известных производителя колы тогда, кстати, никак не отреагировали на то, что их бренд обыгран неизвестным производителем кваса. Они только усилили собственную рекламу.
Новый и яркий рекламный прецедент с "НЕ Вестой" также не нарушает этику. "Это красивый, здоровый, креативный ход в конкурентной борьбе, в котором с юмором использованы возможности гениального русского языка. Причем как со стороны сочинителей от АвтоВАЗа, так и со стороны автодилеров", - говорит Евстафьев. Он не исключил, что провокационная и веселая стратегия изначально предполагала вовлечь в раскрутку бренда более узнаваемых конкурентов.
По мнению эксперта, реклама АвтоВАЗа в окружении "соперников" будоражит, не оставляет равнодушными, заставляет потенциальных покупателей задуматься о том, какие машины ломаются, какие - нет, сколько стоят запчасти у иностранных производителей при поломке, сколько - у отечественных. "Отрадно, что маркетологи сражаются за своего покупателя не только скидками, но и возможностями рекламы, - говорит он. - Сейчас, когда потребителей окружает супермультиэкранное пространство, креатив приобретает огромную роль".
Реклама не производится ради рекламы, а рассчитана на увеличение продаж. И если по итогам рекламной кампании своего нового продукта автопроизводителю удастся продать больше машин, то реклама сработала. По итогам января продажи Hyundai Solaris составили 5626 автомобилей, а продажи "Весты" - 1643... Посмотрим, что покажет февраль.
Мнение
Игорь Моржаретто, автоэксперт:
На моей памяти немного таких кампаний - две-три, когда компании соревновались, у кого автомобиль лучше, пытаясь показать себя на фоне конкурентов. На самом деле ведь запрещено упоминать конкурентов по закону. А тут конкурент не упомянут, но в то же время намек читается прекрасно.
Для АвтоВАЗа это хорошо, потому что у него имидж чересчур серьезный сложился в последнее время. И такая шутливая кампания привлечет, может быть, не так много людей, но имидж сделает повеселее. Получилось очень весело, задорно, всех эта реклама очень повеселила. Ничего обидного в ней не было.
Подготовила Ирина Жандарова
АвтоВАЗ: Четыре рабочих дня в неделю
С сегодняшнего дня АвтоВАЗ перешел на неполную рабочую неделю. До середины августа сотрудники будут выходить на конвейер четыре дня в неделю вместо пяти.
Вазовцы из-за этого потеряют в зарплате порядка 20 процентов, но вынужденная мера позволит сохранить рабочие места. Председатель профсоюза автопредприятия Сергей Зайцев говорит, что при урезанной рабочей неделе запрещено проводить массовые сокращения персонала.
Эксперты говорят, что автоконцерн идет на то, чтобы сохранять численность сотрудников на текущем уровне, поскольку надеется на поддержку госбюджета. 22 января на совещании в Тольятти Дмитрий Медведев заявил, что подписал распоряжение о выделении помощи российскому автопрому в 50 миллиардов рублей.
Также менеджмент предприятия раcсчитывает на внутренние ресурсы. Удержать продажи АвтоВАЗ надеется за счет вывода новых моделей, в том числе на европейский рынок. В конце декабря в продажу поступил седан Vesta, а высокий хэтчбек Xraу доступен в дилерских центрах с 14 февраля. А в сентябре этого года завод намерен поставить на конвейер кроссоверную версию Xray. Всего с начала продаж Vesta (чуть больше чем за два месяца) реализовано 4,5 тысячи автомобилей - в основном самых недорогих комплектаций. На предприятии довольны, ведь модель уже вошла в ТОП-10 продаваемых на российском рынке.
Действительно, на фоне падающего спроса на автомобили позиции предприятия выглядят лучше многих конкурентов. Российские продажи Lada в январе составили 15,5 тысячи. Доля Lada на отечественном рынке легковых автомобилей увеличилась до 19,9% (в январе 2015 года - 15,1%). В сегменте доступных автомобилей стоимостью до 600 тысяч рублей Lada заняла 60% (годом ранее - 51%).
В то же самое время говорить о положительной рентабельности производства не приходится. По данным компании, выручка предприятия в 2015 году сократилась на 8 процентов, до 176,482 миллиарда. Убыток от основной деятельности АвтоВАЗа по итогам 2015 года вырос в 4,54 раза, до 66,818 миллиарда рублей.
Розничные продажи Lada на российском рынке в прошлом году составили 269 тысяч автомобилей. План на 2016 год - порядка 260 тысяч. При таком варианте АвтоВАЗ будет контролировать 20 процентов внутреннего рынка.
Подготовила Ольга Дмитренко (Тольятти)