Мотоциклисты соревновались на мототреке клуба "Галлакс". По традиции мотокросс проходит в день рождения Валерия Павловича Чкалова, плюс-минус несколько дней.
Главный приз - огромная ваза с изображением легендарного летчика, который сам любил гонять на мотоцикле.
Первый раз "Чкаловский мотокросс" провели на следующий год после смерти Чкалова - в 1939 году. Тогда подготовленной трассы не было - мотоциклистов всего за два часа до старта знакомили с маршрутом. Предстояло по лесу и заснеженной целине проехать 50 км, пройдя шесть контрольных точек. Полная свобода действий, никакой разметки маршрута и указателей поворотов. Часто команда из пяти человек приводила 1-2 заглохших своих мотоциклов на буксире. Это было в порядке вещей. Допускались и "потери": результат команде засчитывался по четвертому участнику.
Лучшие из лучших показывали результат - 2,5 часа.
Сегодня наследникам тех мотоциклистов-чкаловцев в чем-то труднее, а в чем-то - проще.
Маршрут четко обозначен, и изучить его можно заблаговременно. Заезды стали короче - 30 минут плюс один круг.
Но если раньше "чкаловцы" ездили, то теперь немалую часть гонок современные байкеры проводят в воздухе. Это потрясающее зрелище: падает стартовая рама, оглушающий грохот сотни моторов. Старт дается со склона, и экстрим начинается с первых секунд. Гонщики сначала идут плотно, некоторые уже на первой горке соприкасаются в прыжке-полете. Выглядит красиво и жутко. Но небо хранит смелых, все благополучно приземляются. И, поднимая кучи пыли и снега, уходят в крутые виражи.
Если грамотно выбрать место, то можно добиться ощущения, что ревущие байки проносятся у тебя чуть ли не над головой. Что, конечно, не совсем так: ближе 3-5 метров к треку подойти нельзя. Здесь по определению хватает риска, не нужно искать лишних приключений.
Тем не менее, уже через несколько минут адреналин переполняет организмы. Причем, не только мотоциклистов, но и зрителей. Все становятся бесконечно-храбрыми, норовя найти место на огромном полигоне поинтереснее. Самые горячие головы пытаются пересечь трек буквально под носом мчащихся мотоциклов.
Устроители быстро пресекают бесчинства, и восстанавливают железный порядок.
В итоге огромный полигон работает как часы. Соревнования проводятся по 5 классам:
1) OPEN шипы;
2) OPEN без шипов;
3) 125 см. куб., мужчины, шипы;
4) 750 см. куб., "мотоциклы с колясками";
5) 85 см. куб. и 125 см. куб., "Юниоры".
Одна из самых трогательных сцен - на финише девушкам из команды "Леди на мопеде" устраивают торжественную встречу. Гендиректор Автомоклуба ФСО Павел Медведков вручает каждой по тюльпану. Офицер и джентльмен.
Кстати, девушки в мотокроссе - давняя традиция.
"Динамовка Лидия Свиридова сбилась с пути. Она прошла 20 лишних километров и все же показала лучшее время. Правда, неумение метать гранату (одно попадание из двух) лишило ее первого места".
Это - цитата из репортажа 1940 года в журнале "За рулем", автор Борис Зильбеберг.
Сегодня от участниц не требуется бросать гранату. И даже позволяются вольности в форме одежды: традиционную мотоэкипировку "Леди на мопедах" украшают яркими юбками-пачками.
А в остальном все строго: жесткая гонка по одному для всех маршруту, не взирая на пол и возраст: с крутыми виражами, и головокружительными прыжками-полетами.
Как любил сам Чкалов.
Результаты Чкаловского мотокросса-2016:
1 место в командном зачете на главный приз заняла команда Автомотоклуба ФСО-1 (от Федеральной службы охраны выступали две команды).
2 место - команда РГУ нефти и газа им. Губкина, Москва.
3 место - СТК "Лидер" ДОСААФ России, город Фурманов Ивановской области.
Павел Медведков, гендиректор Автомотоклуба ФСО.
- Павел Владимирович, по количеству участников установлен очередной рекорд?
- Каждый год добавляется примерно 50 человек. Для сравнения: в 2013 году было 147 участников, сейчас их больше 300.
- Из каких регионов на этот раз приехали?
- Из десяти: Москва и область, Санкт-Петербург и Ленобласть, Ярославская, Костромская, Ивановская, Калужская, Свердловская, Челябинская области. Хотя из-за непростой финансовой ситуации участникам из дальних регионов, например, из Челябинска, добираться в Москву довольно накладно.
Кстати, в этом году наш мотокросс - первый по времени проведения в России.
- Во время довоенных мотокроссов участники не только соревновались в гонке на мотоциклах, но и бросали гранаты в "окопы противника", и два километра трассы проходили в противогазах. Организаторы готовили настоящих защитников Родины. Не планируете восстановить исторические традиции?
- А традиции мы как раз и восстанавливаем, в этом суть возрождения мотокросса. Но метание гранат и езду в противогазах, пожалуй, пока возрождать не будем. Но кое-какие задумки на будущее у нас есть. Например, есть планы уменьшить количество классов (с нынешних пяти до трех), и одновременно увеличить время на маршруте. Вместо сегодняшних 30 минут - до одного часа. Но мы еще подумаем, посоветуемся с ветеранами.
- Но и за полчаса ребята выкладываются по полной. Час - не слишком ли большая нагрузка?
- А вспомните-ка мотокроссы 1939 - 1941 года. Какая тогда была дистанция!
- 50 километров, но многие плутали, проезжали до 70. Проводя на маршруте до трех часов.
- Вот именно. Техника была ненадежной, мотоциклы ломались, их брали на буксир. А иногда просто застревали в снегу, и тогда их волокли, толкали. Вот тогда были очень серьезные физические нагрузки.
- Кроме главного приза - переходящей вазы с изображением Валерия Чкалова - вы вручили победителям и денежные призы. Их размер не секрет?
- Призовой фонд - 634 тысячи рублей. Наша команда-победитель, кроме "Большой вазы" получит 60 тысяч рублей.
- Это на всю команду или по 60 тысяч каждому?
- (смеется) На команду, конечно. За второе место - 45 тысяч, за третье - 30 тысяч. Кроме того, за выступление на российском мотоцикле, и при условии, что участники попали в число победителей, получат еще от 20 до 40 тысяч. Но опять-таки, такие деньги на всю команду, а не лично. В команде разделят или потратят сообща. Но даже если кто-то из достойных не попал в число победителей, то поощряем денежными призами - от 10 до 20 тысяч. Хотя материальные стимулы у нас не главное. Да и призовые ребята потратят на ремонт и совершенствование техники.
Сам наблюдал сцену: подростки-юниоры разделили премию: каждому досталось по пять тысяч. У ребят глаза горят: с жаром обсуждают, как теперь купят новый генератор и карбюратор…