По мнению адвокатов, действия Коха должны квалифицироваться как административное правонарушение, за что тот готов нести ответственность. Он,мол,нарушил статью КоаП - "недекларирование или недостоверное декларирование товара".
Уголовное дело против Коха было возбуждено в апреле прошлого года. Поводом для обвинения в контрабанде стало то, что Кох хотел вывезти домой в Германию картину художника Исаака Бродского. Сам Кох представил ее как подделку под Бродского стоимостью в 18 тысяч рублей, на эту сумму он ее и задекларировал. Но таможенники посчитали, что это подлинник и стоит гораздо больше. Они обвинили его в контрабанде и отпустили в Германию, после чего возбудили дело. Экспертиза подтвердила подлинность картины, которая может оцениваться в несколько десятков тысяч долларов. Сторонники Коха про художника Бродского сразу забыли, а причиной возбуждения дела естественно назвали его политические взгляды и его критику нынешней власти. Это традиция - как только заметная фигура нарушает закон, она тут же заявляет о политической подоплеке.
Взлеты и падения в жизни и карьере Коха выглядят как иллюстрация поговорки про суму и тюрьму. Он из семьи поволжских немцев, родился в Казахстане, а школу закончил в Тольятти. Папа его работал на автогиганте далеко не на рядовых должностях.
В 1983 году молодой Кох закончил Ленинградский финансово-экономический институт и оказался младшим научным сотрудником в одном НИИ. Через два года стал ассистентом кафедры экономики и управления радиоэлектронным производством Ленинградского политехнического института. Тогда же Кох защитил диссертацию.
Впереди у него было серое будущее со 120-рублевой зарплатой. Но тут началось все сразу - перестройка и развал страны. Ветры перемен подняли на гребень волн неизвестных научных сотрудников - Березовских, Кохов и многих других.
Прошло совсем немного времени, и Альфред Кох всплывает председателем исполкома Сестрорецкого райсовета. Следующая "станция" - территориальный фонд госимущества, зампред комитета по управлению госимуществом Санкт-Петербурга, и с августа 1993-го - зампред Госкомимущества. За три года он не прошагал, а буквально пролетел путь от бывшего аспиранта к вершинам власти.
Коха сделали знаменитым залоговые аукционы. Из замов он стал председателем Госкомимущества и даже прошел стажировку в Чили. Во время выборов 1996 года Кох официально не входил в команду Ельцина, но неформально участвовал в предвыборной борьбе. В частности, лоббировал скорейшее освобождение Евстафьева и Лисовского после их задержания во время скандала с коробкой из-под ксерокса.
Ушел из правительства он 3 августа 1997 года в связи с так называемым "делом писателей", по которому на Коха прокуратурой Москвы было заведено уголовное дело о злоупотреблениях должностными полномочиями. В декабре 1999 года дело было прекращено по амнистии. Так как Кох совсем не добровольно ушел в отставку, он решил эмигрировать в Америку. Там и дал скандально известное интервью одной из местных радиостанций. Кох говорил, что экономическое грядущее России - сырьевой придаток, а в ближайшем будущем ее ждет распад на десяток отдельных государств.
26 февраля 2002 года Коха избрали представителем Законодательного собрания Ленинградской области в Совете Федерации. А через полтора месяца он сложил с себя полномочия представителя Заксобрания из-за того, что результаты голосования депутатов по его кандидатуре были оспорены в суде по инициативе областного прокурора.
Самым скандальным и практически последним в его карьере оказался аукцион по "Связьинвесту". Сумма гигантская - немного меньше двух миллиардов долларов. Злые языки рассказывают, что было некое джентльменское соглашение, по которому "Связьинвест" должны были прибрать к рукам за бесценок тогда еще неразлучные Березовский и Гусинский. Те же злые языки заявили, что это соглашение было нарушено Кохом.
На Коха обрушились все. Громче остальных вещало НТВ, которое он в свое время возглавлял. Кох, кстати, никогда не скрывал размер вознаграждения - три процента.
Сейчас Кох живет бурной общественной жизнью в Германии, стараясь любыми способами полить Россию нехорошими словами. Скоро он собирается в Вильнюс, где в начале марта съедутся наши оппозиционеры и будут говорить о том, как они выведут Россию из всех тупиков, в которых, по их мнению, мы прозябаем - от культуры до политики.