19.02.2016 20:18
Культура

В Париже выставят авангардистскую картину, нарисованную ослом

В Гран-Пале выставляют знаменитую картину-розыгрыш
Текст:  Вячеслав Прокофьев (Париж)
Российская газета - Федеральный выпуск: №37 (6905)
Под сводами великолепного дворца Гран Пале, построенного на Елисейских полях к Всемирной выставке 1900 года, вскоре откроется экспозиция живописи и скульптур под общим названием "Карамболаж" ("Столкновение"). На ней будут показаны 185 необычных, даже курьезных работ разных эпох и стилей, созданных знаменитыми мастерами, среди которых Рембрандт, Джакометти, Жан Кокто и теми, что не очень известны, но чей след в искусстве также остался. Правда, по иным причинам.
Читать на сайте RG.RU

К таким, несомненно, относится яркое полотно "Закат над Адриатикой", под которым стоит подпись Иохима Рафаэля Боронали. В 1910 году картина выставлялась на престижном "Салоне независимых", участие в котором также принимали Леже, Синьяк, Пикассо. "Закатом" наравне с другими полотнами восторгалась публика, его хвалили критики. Однако когда стало известно, что ее автором был отнюдь не молодой художник с итальянской фамилией, как писали в каталоге выставки, а… осел, разразился громкий скандал.

Церетели прислал в Воронеж картины от депрессии

"Закат над Адриатикой" - один из самых громких розыгрышей в истории живописи. Его устроил писатель Ролан Доржелес, решивший подшутить над набиравшим в ту пору силу авангардом. Идея осенила его на Монмартре в популярном среди парижской артистической богемы кабачке "Резвый кролик". Дело в том, что его хозяин, эксцентричный бородач Фредерик Жерер, помимо всего прочего по утрам торговал на близлежащих улицах рыбой, для чего держал повозку, запряженную ослом по кличке Лоло. Остальное время дня Лоло проводил во дворе кабачка в компании других милых сердцу владельца питейного заведения обезьяны, ворона, собаки и выводка белых мышек. Привязав к хвосту осла кисть, Доржелес и пара его приятелей повернули парнокопытное задом к белому холсту на подрамнике и стали подкармливать Лоло то морковкой, то листьями табака. Время от времени, похохатывая, окунали ослиную "кисть" в краску и подставляли холст. Лоло от удовольствия помахивал хвостом, нанося мазки. Так постепенно рождался "шедевр". При этом действии присутствовал фотограф, фиксировавший процесс, а также судебный исполнитель, которого специально пригласили, чтобы никто не усомнился в подлинности фарса.

Был составлен акт, и его торжественно заверили свидетели. Тогда же придумали имя автора картины: Боронали - это анаграмма ослика Али-Борона из басни Лафонтена. Когда картина была готова, показали членам выставочной комиссии, и возражений у них не нашлось. Фурор, вызванный веселой мистификацией, привлек внимание к "Закату" покупателей. Картину приобрели за 250 франков, деньги по тем временам вполне приличные, которые затейник Доржелес передал в детский приют. "Закат над Адриатикой" с тех пор переходил из рук в руки, пока не оказался в небольшом музее города Милли-ле-Форе, что в 80 километрах к югу от французской столицы. Теперь в течение нескольких месяцев творением Лоло смогут полюбоваться парижане.

Живопись