В зале Славы собрались ветераны, курсанты, поисковики, волонтеры.
"Для нас вы всегда будете примером доблести и чести, примером несгибаемого духа, преданности служения Отечеству, верности своей стране и воинской присяги", - обратился к фронтовикам Иванов. "Неоценим ваш вклад в укрепление связи поколений, консолидации нашего общества на основе патриотических ценностей", - добавил он.
"Мы видим, как активно развивается последние годы поисковые и волонтерские движения", - отметил глава кремлевской администрации, подчеркнув, что очень важно сохранить правду и память о войне.
Иванов осмотрел трехмерную историческо-художественную панораму "Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев", посвященную последним дням Берлинской операции и штурму Рейхстага. Проект был реализован на средства господдержки. Авторы - творческая группа "Невский баталист" во главе с Дмитрием Поштаренко.
Впервые экспозиция была представлена в Санкт-Петербурге, ее посетил президент и назвал грандиозной. "Очень талантливо. Зримо и нужно" - написал он в книге отзывов. И вот теперь панорама разместилась в Гвардейском зале Музея Великой Отечественной войны в Москве. Для посетителей она откроется 23 февраля.
"Мы уже смотрели выставку в Санкт-Петербурге", - заметил Иванов, поблагодарив за то, что ее открыли на постоянной основе в столице, где ее смогут увидеть все желающие. "Созданная не только с использованием самых современных технологий, но главное - с уважением к подвигу нашего солдата", - оценил он.
"Такие инициативы, конечно, будут всегда получать поддержку государства", - заверил глава кремлевской администрации и обещал, что таким важным с точки зрения патриотического воспитания молодежи проектам власти всегда будут уделять внимание.
Иванов внимательно осмотрел экспозицию вместе с ветеранами. "Полное впечатление, да", - прокомментировал он, глядя на воссозданные интерьеры зданий, мощеные улицы и царящую на них разруху.
"Вот, например, пуля вошла", - показывал на стену Поштаренко. Иванов прочитал надпись рядом: "Kapitulieren nein". "Не сдаваться", - перевел он.
"И настоящая брусчатка под ногами", - продолжал экскурсовод, а затем показал разные артефакты. "И потрогать можно: конечно детям это всегда интересно", - одобрил идею глава кремлевской администрации.
"Вы это брали наверное с архивных фотографий?" - спросил Иванов про надписи на стене "Рейхстага". Поштаренко подтвердил, но посетовал: "Есть проблема: с фасада смогли восстановить автографы, а те, которые позади Рейхстага, - нет их". Впрочем, поисковики не теряют надежды их обнаружить.
"Давайте на Рейхстаг пойдем", - продолжил Поштаренко. "Возьмем штурмом еще разок", - предложил Иванов ветерану-радистке. А она тут же вспомнила, как была там после Победы. "У Рейхстага было безлюдно... Тишина, - медленно говорила она, словно возвращаясь в то время. - Народ ходит туда-сюда". "Надписи увидели. Сначала думала тоже так сделать, но была воспитана так, что неприлично на стенах писать", - смущенно призналась фронтовичка.
"Теперь жалеете наверняка", - одобряюще улыбнулся Иванов. "Ну пойдемте еще раз", - снова предложил он.
"Когда все закончится, дадим вам мел и вы напишете", - обрадовал ветерана Поштаренко. "Мы вам разрешаем", - поддержал Иванов.
И экскурсия продолжилась. "Здесь уже музейные технологии", - показывал на "Рейхстаг" Поштаренко. "В гипсе, как в древние времена", - добавил он.
"Как вы делали следы обстрела?" - удивился глава кремлевской администрации. "Сначала - специальную нишу. Потом покрывали гипсовой смесью и художники расписывали", - обрисовал процесс собеседник. "Я против компьютеризации в этом плане", - объяснил он.
Не обошлось и без просьб. Оказывается, панораме нужны пистолеты-пулеметы ППШ, оружие тех времен.
"Зачем пластиковые копии?" - поддержал Иванов, заметив, что на складах такого оружия много. "Арсеналы вооруженных сил богаты", - добавил он. Правда, глава кремлевской администрации подчеркнул, что сам подобных распоряжений отдать не может, а вот министру обороны это под силу. "Я с ним поговорю", - обещал он.
Иванову подарили памятный знак музея, и он не остался в долгу: вручил сотрудникам изданную после войны книгу "Штурм Берлина". А одному из ветеранов вручил внушительный том о маршале Жукове.