Если рынок труда станет более "прозрачным", а у людей появится возможность зарабатывать, пенсионная система сбалансируется, и ничего менять в ней не потребуется, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов .
Тем не менее пенсионная система в России в очередной раз может круто измениться, так как федеральному бюджету становится все труднее дотировать Пенсионный фонд и демографическая ситуация не благоприятствует. По словам председателя Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова, эта тема обсуждалась на закрытом совещании у вице-премьера Ольги Голодец.
И сейчас предлагается несколько вариантов решения проблемы: от повышения пенсионного возраста до передачи администрирования взносов в соцфонды налоговой службе.
"По разным оценкам, федеральный бюджет тратит ежегодно от двух до четырех триллионов рублей на трансферты. Но это деньги, которые идут на предоставление льгот, предусмотренных законодательством. И тратятся они на выплаты, не свойственные страховой пенсионной системе", - говорит Михаил Шмаков. Если их исключить, то пенсионный фонд станет более независимым от бюджета.
Вообще, эксперты сходятся во мнении, что не стоит вновь переписывать пенсионное законодательство. Достаточно сделать несколько шагов по улучшению ситуации на рынке труда, пересмотреть законодательство по "льготникам", и картина с собираемостью пенсионных взносов изменится.
Александр Сафонов особо отметил то, чего не стоит делать в ближайшей перспективе, - повышать пенсионный возраст. Дело даже не в гуманистических соображениях. По его подсчетам, если повысить возраст выхода на заслуженный отдых до 63 лет, консолидированный бюджет России от этого не выиграет. В первые три года после принятия такого решения пенсионный фонд, безусловно, получит заметную экономию средств, и бюджеты, ни федеральный, ни региональный от этого не пострадают. Но начиная с четвертого года "выгода" сравняется с дополнительными расходами, появившимися из-за повышения пенсионного возраста. А еще через четыре года траты как минимум на четверть превысят "выгоды" пенсионного фонда.
Эксперт объясняет такую математику очень просто: рынок труда не готов к тому, чтобы на нем задерживались люди старшего возраста. И если человек старше 50 или тем более 60 лет потерял работу, трудоустроиться ему крайне сложно. А это значит, что до наступления пенсионного возраста он будет вынужден жить на пособие по безработице, которое государство будет обязано ему платить. Кроме того, государство будет вынуждено предоставлять ему льготы "по бедности", и это может оказаться дороже, чем невыплаченная ему пенсия.
"Многие льготы и пособия будут финансироваться из региональных бюджетов, таким образом, на них вырастет нагрузка. И кончится это тем, что придется вновь пересматривать пенсионный возраст в сторону повышения, чтобы как-то уравновесить бюджеты", - считает он. Гораздо важнее, с его точки зрения, навести порядок на рынке труда. На протяжении 15 лет с крупных предприятий увольняют примерно по 100 тысяч человек в год. И не всегда эти люди "находятся" в малом и среднем бизнесе. Кроме того, количество рабочих мест в нем тоже снижается. В 2008-2013 годах их стало меньше на 15 процентов.
Интересно, что на Западе индивидуальными предпринимателями становятся чаще всего люди пенсионного и предпенсионного возраста: предприниматели старше 65 лет составляют примерно половину европейских ИП (49 процентов), и каждый пятый предприниматель - в возрасте 50-64 лет. России такие тенденции пока не снились.
По мнению начальника департамента актуарных расчетов и стратегического планирования ПФР Аркадия Соловьева, в дефиците бюджета пенсионного фонда не виновата пенсионная система. Все дело во внешних факторах. В частности, имеют значение многочисленные льготы, которые существуют для ряда плательщиков в пенсионный фонд и пенсионеров. Каждый третий получатель пенсии сейчас - досрочник. И если льготные пенсии перевести из распределительной системы в профессиональные пенсионные системы, это будет способствовать усилению страховых механизмов пенсионной системы.