25.02.2016 21:00
Культура

Пермский балет показал спектакль на неизвестную музыку Шостаковича

Пермский балет показал спектакль на неизвестную музыку Шостаковича
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №41 (6909)
Две недели спустя после московского показа моцартовского "Дон Жуана" Пермский театр оперы и балета показал на фестивале "Золотая маска" программу из двух произведений Шостаковича - "Оранго" и "Условно убитый".
Читать на сайте RG.RU

Пермский оперный на нынешнем фестивале представлен особенно разнообразно. Два спектакля прошли на сцене "Новой оперы": "Дон Жуан" и спектакль на музыку Шостаковича. В Москву, увы, не смогут привезти постановку "Сказок Гофмана" Оффенбаха и мировую премьеру детской оперы "Путешествие в страну Джамблей" Петра Поспелова. Но в театр "Новая опера" стоит прийти на балетную программу "Зимние грезы" (4 апреля), объединяющую три английских балета: собственно "Зимние грезы" Кеннета Макмиллана по мотивам чеховских "Трех сестер", "Конькобежцы" Фредерика Эштона и "Когда падал снег" нашего современника Дагласа Ли.

Почему столичные театры разочаровали провинциалов

Тем не менее пермским козырем наверняка останется вечер из произведений Дмитрия Шостаковича. Советский классик, не только пострадавший от советской власти, но ею же в конце жизни возведенный на котурны, остается одним из самых востребованных композиторов ХХ века. Но и в его наследии остаются белые пятна. Так, двенадцать лет назад в архивах Музея имени Глинки были найдены неизвестные автографы молодого композитора: пролог к опере-буфф "Оранго", которую Шостакович писал по заказу Большого театра, и эстрадное ревю "Условно убитый", когда-то шедшее в Ленинградском мюзик-холле.

Оба произведения неотделимы от своего времени. "Оранго" отзывается на достижения евгеники 1920-х и посвящено опыту выведения нового человека, а "Условно убитый" воспевает ОСОАВИАХИМ - Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, членами которого в 1930-х были и домохозяйки, и бухгалтеры, и балерины, объединенные идеей массовой самозащиты Страны Советов от врага. Оба сюжета Шостакович разрабатывал с неподдельным драйвом, погасить который не могла ни история человекообезьяны Оранго, ни инструкции по применению противохимического оружия, - все это было лишь поводом для создания собственного языка, языка новой музыки, не боящейся ни эксцентрики, ни саркастической лирики.

В сценическую жизнеспособность этой музыки поверили и Теодор Курентзис, и Алексей Мирошниченко. Жанр представленного спектакля с трудом поддается фиксации: балет здесь немыслим без оперы, и наоборот. И хотя "Оранго" сохранил свой сюжет, а для "Условно убитого" либретто заново написано Алексеем Мирошниченко, суть этого спектакля - в оммаже советскому авангарду, безвременно погребенному сталинской эпохой. Сценограф Андрей Войтенко вдохновляется праздничным конструктивизмом Александры Экстер, а художник по костюмам Татьяна Ногинова - ее коллегами, работавшими в 1920-х для советской легкой промышленности. Теодор Курентзис подчеркивает в оркестре контрасты пиано и форте, синкопы, тутти, воссоздавая образы из прапамяти - и демонстрации на Красной площади, и таперский киноопыт Шостаковича, и нэпманские кабаки.

Петр Налич написал музыку к "Обыкновенному чуду" Евгения Шварца

Алексей Мирошниченко тоже чувствует себя в эпохе 1930-х как рыба в воде: кажется, будто 40-летний хореограф сам танцевал в популярных тогда ревю и обозрениях, ощущал себя одной из шестеренок в динамике "танцев машин" Николая Форрегера, взбирался на "четвертый этаж" в пирамидах Игоря Моисеева и аплодировал танцам "герлз", изобретенным Касьяном Голейзовским и от нас перекочевавшим на Запад. Но, подмигивая нам из-за плеча, Мирошниченко порой цитирует и нашего современника Алексея Ратманского, который в 2000-х активно возвращал на сцену балеты молодого Шостаковича.

И артисты, порой заслуживающие упреки в том, что с трудом воспринимают новую для себя эстетику Баланчина, Роббинса или Макмиллана, в советский авангард играют с легкостью и энтузиазмом. Вокалисты поют свои партии, непринужденно танцуя (особенно хорош при этом Олег Иванов - Весельчак). А для многих танцовщиков этот мультижанровый спектакль выглядит настоящим звездным часом. В первую очередь для признанного премьера труппы Сергея Мершина, претендующего на "Золотую маску" за роль Бейбуржуева в "Условно убитом". Давно свыкнувшийся с образом чисто служебного партнера балерин, здесь он раскрылся как смелый гротесковый артист, не только эффектно танцующий, но и исполняющий незабываемый пантомимный диалог-"инструкцию" по эксплуатации противогаза. Гармоничную пару с ним составляет другая конкурсантка, Наталья Домрачева (де Фробервиль) в роли Машеньки Фунтиковой, которой необыкновенно идет "корзиночка" с бантиками, ситчик в цветочек и колкая, требующая легких ног и смелости в верхних поддержках хореография Мирошниченко. Но чтобы перечислить все удачные актерские работы дилогии Шостаковича, легче просто перепечатать программку спектакля: роли, от главных до второстепенных, скроены по личной мерке каждого участника.

Драматический театр