Также обязуюсь сотрудничать со службой безопасности в деле борьбы с врагами Польской Народной Республики. Информацию я буду передавать в письменной форме. Факт сотрудничества со службой безопасности обязуюсь хранить в тайне и не раскрывать даже семье. Передаваемую информацию я буду подписывать псевдонимом Болек.
В связях с коммунистической госбезопасностью лидера знаменитого профсоюза "Солидарность" подозревают уже как минимум лет двадцать. И все это время свою причастность к агентурной деятельности он категорически отрицает: "Я никогда не сотрудничал со спецслужбами, не брал денежных средств, ни одного устного или письменного доноса не делал". В 2000 году Люстрационный суд Польши рассматривал дело Болека и признал, что Валенса с коммунистическими спецслужбами не сотрудничал - якобы госбезопасность ПНР специально завела досье секретного агента на лидера "Солидарности", чтобы оклеветать его и тем самым помешать присуждению ему Нобелевской премии мира. И вот - сенсация.
Публикация расколола польское общество. Половина его солидарна с заявлением министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского: "Это дело может показать, что проект свободной Польши был управляем, что не мы делали революцию и суверенно принимали решения. Президент Валенса мог быть управляемой марионеткой". Другая часть поляков разделяет точку зрения, которую изложил экс-президент Польши Бронислав Коморовский: "Нападки на Леха Валенсу оскорбительны для польского народа, они вредят имиджу и репутации нашего государства. Нужно защищать доброе имя Валенсы, так как это защита доброго имени Польши".
Документов, неопровержимо доказывающих, что Валенса не просто подписал формальное обязательство о сотрудничестве, но реально сотрудничал с тайной полицией, доносил и брал за это деньги, - таких документов, вероятно, не найдено. Но их будут искать. Зачем? Этот вопрос возвращает нас к теме, выходящей за пределы конкретной истории с экс-президентом Польши. Речь идет о люстрации. Через нее прошли все страны Восточной Европы. В том числе и Польша. Там двадцать лет назад был принят соответствующий закон. Его действие распространялось на министров, депутатов, сенаторов, судей, чиновников разного ранга. Те из них, кто прежде сотрудничал с коммунистическими спецслужбами, должны были в этом публично покаяться и заслужить прощение. Те же, кто, по мнению властей, пытался скрыть свое прошлое, подлежали увольнению с общественной оглаской. Под люстрацию в разные годы попали вице-премьер Януш Томашевский, председатель сейма Юзеф Олекса, министр финансов Зита Гилёвска, другие представители верховной власти. Порочащие документы нашлись и на президента Александра Квасьневского.
В июле 2006 года нижняя палата польского парламента расширила действие закона о люстрации, распространив его на глав местных администраций, руководителей компаний с государственным участием, ученых, университетских профессоров, директоров школ и журналистов (после вмешательства Конституционного трибунала Польши от люстрации все же освободили работников СМИ, бизнесменов, представителей науки и преподавателей негосударственных вузов). А в январе 2007 года разразился скандал, вызванный отставкой митрополита Варшавского Станислава Вельгуса, признавшего свои связи со спецслужбами социалистической Польши в 70-е годы. Внеочередной сейм польских епископов принял решение создать комиссию, которая изучит биографии всех 45 епископов страны для выявления их контактов с госбезопасностью ПНР.
Когда принимался закон о люстрации (ею предполагалось подвергнуть до 700 тысяч человек), умные люди в Польше предупреждали: добром это не кончится, изготовленный инструмент самоочищения нации превратится в политическую дубину. Так и случилось: компромат на политиков, чиновников, церковнослужителей стал верным способом избавления от строптивых и неугодных.
Нечто подобное наблюдалось и в Чехии. Когда чешская компартия была объявлена преступной организацией, почти 140 тысяч бывших партработников и сотрудников спецслужб на пять лет лишились права занимать государственные должности - а заодно были убраны со значимых постов и другие люди с якобы "темным прошлым", на самом же деле просто недостаточно лояльные. Так происходило и в Литве, и в Эстонии. Так происходит сегодня и на Украине. В декларируемое стремление к очищению государственных и общественных институтов от "враждебных элементов" мало кто в этих странах верит всерьез.
Соблазн изъять из политического и хозяйственного обращения организаторов и проводников советского тоталитаризма испытала в начале 90-х и Россия. Разговоры о необходимости люстрации в ту пору возникали. К счастью, до такого расчета с прошлым дело не дошло. К счастью - потому что подобное самоочищение привело бы к грандиозному расколу общества. С принятием закона о люстрации это может случиться в любой постсоциалистической стране, где едва ли не каждый, кому сейчас за пятьдесят, "состоял", "сотрудничал", "участвовал".
В Польше обнародовали документы об агентурном прошлом Леха Валенсы