Из-за глубокого кризиса, в котором сейчас находится аграрный сектор страны, французский президент, естественно, не ждал, что его там встретят аплодисментами и букетами. Но прием, оказанный ему съехавшимися со всех регионов Франции фермерами, превзошел все самые худшие прогнозы.
Когда во время обхода выставки хозяин Елисейского дворца в сопровождении министра сельского хозяйства Стефана Ле Фоля и под охраной многочисленных телохранителей приблизился к стенду ассоциации животноводов, разводящих молочную породу коров Prim Holstein, его там встретили оглушающим свистом. Разъяренные аграрии в футболках с надписями "Я фермер, я умираю" выкрикивали в его адрес: "В отставку! В отставку! Убирайся!", "Спасите наши фермы!". А один из них даже попытался метнуть в президента заранее припасенный комок навоза, благо его на сельхозсалоне с избытком. Правда, "агрессора" успели заблокировать охранники, так что ни Олланд, ни его костюм не пострадали.
Чуть позже аграрии переключились на стенд министерства сельского хозяйства, которое призвано защищать их интересы: разнесли его на куски, когда тамошние служащие не разрешили им вывесить протестные лозунги. Несколько человек были задержаны полицией, правда, вскоре отпущены. Короче, праздника, а именно таким традиционно является этот весенний салон, не получилось, а объяснение тому - бедственное положение, в котором оказались фермеры, особенно животноводы. Многие из них уже разорились, а еще около сорока тысяч хозяйств в настоящее время, и это официальные данные ведомства, возглавляемого Стафаном Ле Фолем, находятся в крайне тяжелом положении и вот-вот обанкротятся.
В чем причины катастрофы? Их несколько. Несомненно, и об этом говорили аграрии на салоне, российское эмбарго на сельхозпродукцию стран - членов ЕС, в том числе Франции, которое было введено в ответ на их экономические санкции из-за Украины. По самым скромным подсчетам, только прямые и косвенные потери французских свиноводов за один год составили 400 миллионов евро. Из-за губительной политики Брюсселя молочная промышленность, а следовательно, производители исходного продукта для нее, утратили российский рынок, который оценивается в сумму, превышающую 100 миллионов евро. Причем, как считают эксперты, ситуация усугубилась еще из-за того, что и другие европейские страны, попавшие под эмбарго, были вынуждены перенаправить предназначавшуюся России продукцию на соседние и мировые рынки, что привело к падению цен. Это уже не говоря о жесткой конкуренции со стороны Германии и Испании, где крестьяне находятся в более выгодном положении из-за низких налогов и облегченных законодательных норм.
Все это наотмашь ударило по французскому фермерству. Но не только.
Крестьяне также протестуют против низких закупочных цен, которые им навязывают оптовики и коммерческие сети. Весьма характерен в этой связи один из плакатов, вывешенных на салоне: "Я отдаю перекупщикам молоко по 0,28 евро, а в магазине оно стоит 1 евро. Где справедливость?" В итоге Франсуа Олланд в ходе длившегося шесть часов визита пообещал фермерам пересмотреть закон, который регулирует отношения между ними и закупщиками.