Такие рамки заданы на аукционе, который в этом году был вновь объявлен "Росатомом" в надежде найти завод, который взялся бы порезать на иголки ржавеющий корабль водоизмещением 36 тысяч тонн (длина - 265, ширина - 30, высота - 70 метров) с двумя атомными реакторами и некогда уникальной аппаратурой слежения и связи.
Тендер, напомним, объявлялся и раньше, в 2014 году: цена вопроса тогда была - 1,23 миллиарда рублей, срок окончания работ - ноябрь 2017 года. Желающие, может, и находились, но победителя не оказалось. И вот теперь на портале госзакупок появилось уведомление, что госкорпорация "Росатом" заключит контракт на утилизацию корабля "Урал" с 30-м судоремонтным заводом. Он единственный, кто подал заявку на участие в нынешнем аукционе.
"Урал" был построен по проекту 1941 "Титан" на Балтийском заводе в Ленинграде, спущен на воду в 1983 году. Но только через шесть лет, в 1989-м, был официально принят в состав ВМФ и совершил 59-дневный переход к постоянному месту службы на Тихий океан. По пути совершил заход во вьетнамский порт Камрань, где была тогда советская военно-морская база. Но ТОФе базировался в поселке Тихоокеанский (ныне - Фокино). Летом 1990-го года на корабле случился пожар, один из двух вспомогательных котлов вышел из строя. Всю корабельную энергетику запитали на оставшийся котел, а когда и он сгорел, пришлось на несколько месяцев запустить аварийные дизеля.
Понятно, что при таком состоянии материальной части и тотальном безденежье ВМФ в 90-е годы никаких героических походов "Урал" не совершал, а стоял у якорной бочки в заливе "Стрелок". Но даже оттуда умудрялся своими уникальными антеннами прослушивать супостата и следить за его ракетными пусками, испытаниями и маневрами.
В 2001 году БАРЗК "Урал" вывели из состава ВМФ и поставили на прикол рядом с еще одним атомным неудачником - тяжелым ракетным крейсером "Адмирал Лазарев" (во время постройки и первые годы службы - крейсер "Фрунзе"). В 2008-2010 годах на заводе "Звезда" в Большом Камне были переведены в безопасное состояние (выгружено ядерное топливо), а затем утилизированы оба ядерных реактора корабля.
И вот настал час остального "железа". Эта трудоемкая и, прямо скажем, неблагодарная работа выпала судоремонтникам поселка Дунай (прежде - Шкотово-22), где находится 30-й СРЗ. Он создавался и много лет работал как судоремонтный завод ВМФ - тут восстанавливали боеготовность атомных подводных лодок после дальних походов и производили перезарядку их реакторов. Именно тут, в августе 1985 года, за девять месяцев до Чернобыля, случился парогазовый взрыв реактора и гибелью, облучением людей и радиоактивным загрязнением акватории. Теперь 30-й СРЗ имеет другую подчиненность - входит в "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" Объединенной судостроительной корпорации.
Досье "РГ"
Помимо 30-го СРЗ, в состав "Дальневосточного центра судостроения и судоремонта" входят: НИИ "Берег", хабаровский "Дальзавод", "Николаевский-на-Амуре судостроительный завод", "Амурский судостроительный завод" (Комсомольск-на-Амуре), завод "Звезда" (Большой камень"), Хабаровский судостроительный завод, бывшие 92-й, 178-й и 179-й судоремонтные заводы ВМФ, а также Северо-Восточный региональный центр по ремонту и утилизации военной техники. Владельцем 100 процентов акций "Дальневосточного центра судостроения и судоремонта" является государство.