В Подмосковье работает один беби-бокс - в Люберцах, еще три власти пообещали установить на базе строящихся перинатальных центров в Наро-Фоминске, Щелково и Коломне. По всей стране действуют 20 "окон жизни" в 19 городах, а столичные власти раздумывают.
Первые беби-боксы появились в России в 2011 году в Перми. Являются ли они "колыбелями надежды" или "оружием Запада в борьбе с традиционными семейными ценностями", споры не утихают до сих пор. Оставленный матерью в теплом контейнере малыш через несколько минут попадет в руки врачей, а еще через несколько месяцев он, возможно, станет желанным ребенком в приемной семье. Нет, говорят борцы с беби-боксами, пусть лучше умрет, но государство не должно провоцировать матерей отказываться от детей.
Но там, где беби-боксы давно работают, нет и не было всплеска отказов. Детей в них оставляют единицы - чуть более 30 малышей за все эти годы. Зато после установки беби-бокса больше женщин начинают звонить по телефонам служб помощи, указанным на стенде рядом с устройством. Беби-бокс стал своеобразной рекламой, провоцирующей не на отказ, а на звонок туда, где попытаются помочь.
Противники беби-боксов регулярно обращаются в надзорные органы с требованиями проверки "детских ящиков". После волны проверок в мае 2015 года был закрыт беби-бокс в Перми. Вскоре там произошло убийство новорожденного, и председатель фонда "Колыбель жизни" Елена Котова предположила, что его совершила женщина, незадолго до этого звонившая и бросившая трубку в разгар консультации.
Котова и ее соратники распространяют практику установки спасительных окон, но часто получают от чиновников ответ, что "для установки и функционирования беби-боксов необходимы правовые акты, регулирующие санитарно-эпидемиологический режим и режим использования. Такие нормативные документы в РФ отсутствуют". Возможно, скоро эта проблема будет решена. В мае 2016 года Госдума рассмотрит законопроект, позволяющий регионам принимать свои правила по беби-боксам.
На стороне противников беби-боксов детский омбудсмен Павел Астахов. Он считает, что создание таких специализированных мест при общественных структурах, монастырях может привести к непредсказуемым последствиям - торговле детьми или использованию их в криминальных целях. Еще один контраргумент: юридическая процедура оставления ребенка должна быть соблюдена, и ребенок имеет право узнать свое происхождение, когда вырастет. Вот только захочет ли этого мать?
На сегодняшний день только 10 процентов младенцев, по сравнению с убитыми за тот же период, спасают с помощью "окон жизни". Противники беби-боксов объясняют это тем, что убийцы собственных детей настолько нелюди, что убьют младенца в любом случае, даже зная, где его можно безопасно оставить. Или беби-боксов слишком мало, и женщины слишком поздно о них узнают. Если горе-мамаши поверят, что лучше прошагать несколько кварталов до беби-бокса с младенцем на руках, чем кидать его в ближайшую мусорку, одной спасенной жизнью будет больше.