01.03.2016 20:55
В мире

Яценюк предложил продать с молотка украинские черноземы

Из-под украинцев собираются выбить почву
Текст:  Павел Дульман
Российская газета - Федеральный выпуск: №44 (6912)
Премьер Украины Арсений Яценюк в ходе традиционного десятиминутного обращения к населению сделал резонансное заявление. "Считаю, что необходимо продать на открытом прозрачном аукционе один миллион гектаров государственной земли, которая сегодня находится в теневом и коррумпированном обороте", - сказал премьер, открыто называемый марионеткой США, и поверг многих украинских "патриотов" в уныние.
Читать на сайте RG.RU

О том, что одной из целей организаторов "революции достоинства" являются украинские черноземы, говорится уже второй год, но столь откровенное раскрытие карт стало шоком, например, для Юлии Тимошенко и партии "Свобода", уже пообещавших лечь костьми, чтобы не допустить распродажи последнего национального достояния.

И если цели Яценюка понятны, то механика возможной продажи земель - туманна и сопряжена с массой сложностей. Во-первых, до 1 января 2017 года на Украине действует мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения, регулярно продлеваемый Верховной Радой еще с 2001 года. Во-вторых, продавать землю иностранцам запрещает 13-я статья конституции Украины, гласящая, что "земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы" являются объектом права украинского народа. Поскольку на Украине нет работающего земельного законодательства и рынка земли, обрабатывается она зачастую на условиях аренды - максимум до 50 лет. Крупные фермеры или агрохолдинги аккумулируют и арендуют земельные паи размером 3-6 гектаров у примерно 7 миллионов крестьян, единственных реальных ее владельцев, унаследовавших наделы после ликвидации колхозов, но не имеющих права их продать.

СМИ: Порошенко и Яценюк обсуждают с Коломойским создание новой коалиции

Проблема в том, что фактическое количество государственной украинской земли, которую, презрев мораторий и конституцию, может продать Яценюк - точно не известно. Минимум, о котором говорят эксперты - 3,2 миллиона гектаров, включая, например, экспериментальные почвы, принадлежащие Национальной академии наук, максимум - около 11 миллионов гектаров. Для понимания масштаба: общая площадь пахотных земель на Украине к моменту распада СССР составляла примерно 42 миллиона гектаров.

Впрочем, несмотря на то, что рынок украинской земли десятки лет находится в тени, а оформление права собственности на нее "иностранными инвесторами" запрещено законом, способы осуществления цели у Яценюка имеются. Так, арендованная земля принимается сегодня в кредитный залог крупными банками, например, принадлежащим олигарху Коломойскому "Приват-банком". "Это очень просто - принять землю в залог кредита на покупку горючего у фермера, арендовавшего десяток паев, а потом его обанкротить. Экономическая и политическая обстановка позволяет это сделать легко. Фермер - это модельный пример. Сегодня под угрозой банкротства из-за неподъемных кредитов и рухнувших цен на зерновые находятся крупные агрохолдинги, которые годами формировали свои земельные банки, арендуя паи у крестьян. Вся эта земля в итоге может быть отдана в аренду на десятилетия иностранцам. По украинским меркам двадцать лет - это почти вечность. За такой срок конституция и государственный строй могут поменяться, и земля останется в вечной собственности последнего арендатора", - пояснил "РГ" возможную схему продажи украинский эксперт-экономист Александр Дудчак.

По словам эксперта, такая схема значительно удешевит цену черноземов. Если сегодня аренда гектара обходится примерно в 900 долларов в год при условии двадцатилетней аренды, то изъятая банками в качестве залога, она может быть отдана уже на пятьдесят лет заинтересованным "инвесторам" со значительным дисконтом.

"Если раньше селяне, владеющие пятью-шестью гектарами, и сдающие их в аренду, могли на эти деньги достойно существовать весь год, то в перспективе им грозит нищета. Миллион, заявленный Яценюком - это пробный камень. Грядет большой передел с непредсказуемыми последствиями", - считает эксперт.

Пушков: Заборчик и американский хозяин не спасут Яценюка

По его словам, все обещания Яценюка о привлечении "инвесторов", которые поднимут сельское хозяйство Украины - не более чем дымовая завеса для обезземеливания украинцев. "Крупные иностранные корпорации просто задушат как мелких фермеров, так и крупных отечественных производителей. Это будущее можно прочесть даже в соглашении об ассоциации с ЕС. Даже если украинский крестьянин что-то вырастит сам, он не сможет это продать в силу запретительных санитарных регламентов и мизерных экспортных квот. В этой ситуации все козыри на руках у транснациональных гигантов, которые и так присутствуют в той или иной форме на Украине", - поясняет Дудчак.

Но самое худшее, что грозит Украине - это полная потеря чернозема как такового. Дело в том, что последние годы доходные, но убивающие почву культуры - рапс, кукурузу, подсолнечник - крупные агрохолдинги с иностранным участием засевают на одно и то же поле несколько лет кряду, после чего эти поля можно буквально покрывать асфальтом, на большее они не пригодны. "Не думаю, что транснациональные корпорации типа "Монсанто" испытывают сантименты к украинской земле. И потому великой аграрной державой, которой видит Украину посол США, нашей стране быть не долго", - резюмирует Дудчак.

Взгляд из Германии

Немецкий консервативный политик Карл-Георг Велльманн, глава германско-украинской группы в бундестаге, заявил киевской газете "Сегодня", что Германия "работает над планом Маршалла" для Украины. "Мы работаем над новой стратегией для стабилизации и развития Украины вместе с украинцами. С гораздо более серьезными финансовыми и политическими усилиями. Это нечто новое и будет идти в качестве дополнения к Соглашению об ассоциации", - сказал депутат. По его словам, эта новая стратегия находится еще "в разработке, не став частью официальной политики". Интересно в этом заявлении то, что правительство ФРГ ничего не знает о провозглашенной депутатом стратегии. На запрос "РГ" представительница правительства заявила, что официальному Берлину ничего не известно о заявлении Велльманна, и потому "такие высказывания мы не комментируем". Сам Карл-Георг Велльманн на вопросы "РГ" отвечать не пожелал.

Украина