Поводом к этому стали разные данные по фальсификату молочных товаров, предоставленные в конце прошлого года Роспотребнадзором, Национальным союзом производителей молока, Советом НП "Росконтроль" и Россельхознадзором. Роспотребнадзор и "Союзмолоко" сообщали, что в продуктовой линейке сыров фальсификат занимает только 15 процентов, а в молочной отрасли в целом - не более 10 процентов. Мы исследовали 46 видов молочной продукции, в результате чего из 20 видов сыров проверку прошли только 15, а из 26 видов масла только у пяти содержание совпадало с характеристиками на упаковке.
В ноябре 2015 года после исследования около 2,5 тысячи продуктов все ведомства сошлись во мнении, что фальсификат сыров на отечественном рынке составляет 78 процентов, а на молочном рынке в целом он занимает около 40 процентов. Позже, в дни проведения в Сочи инвестиционного форума, министр сельского хозяйства опроверг информацию Россельхознадзора, после чего этим вопросом заинтересовался премьер-министр и тема качества стала важной и актуальной для всех.
Стоит отметить, что сегодня слово "качество" на рынке - это не просто бумажка, сертификат для таможни. Но складывается впечатление, что для всех этот термин отложен в долгий ящик, а это в современных экономических условиях недальновидно, поскольку при росте неопределенности с качеством на рынке отрасль начинает сужаться искусственно. Для решения вопроса необходимо ориентироваться на понятия "качество" и "безопасность", прописать документ требований к конкурентной среде, поскольку при неопределенности с сырьем, маркировкой, упаковкой и в целом ситуации на полках магазинов потребитель не понимает, что он покупает. Сейчас потребитель не знает, почему продукт стоит 30 или 60 рублей, и не понимает, за что именно он платит, об этом знает только производитель.
Поэтому сегодня необходимо совместное внимание бизнеса и власти к этой проблеме. Если бизнес будет поддерживать заблуждения, ситуация только усугубится, добросовестный бизнесмен не сможет вкладывать деньги в качество и определенно проиграет на рынке. Ведь там всегда найдутся компании, которые будут добавлять в продукт больше пальмового масла, тяжелых фракций, экономить на качественной, гарантирующей безопасность товара упаковке для молока и мяса.
С точки зрения выявления таких случаев Роспотребнадзором проблем нет, однако отсутствие значимого наказания для недобросовестного производителя не служит стимулом к отказу от фальсификата. Поэтому чрезвычайно важным для добросовестных производителей является вопрос некорректной маркировки упаковок.
Снижение качества упаковок происходит из-за того, что на протяжении последних 10 лет упаковочное оборудование, запасные части закупались за рубежом, так же как и расходные материалы. Ситуация схожа с закупкой, например, и, несмотря на кажущуюся независимость от поставок импортных компонентов и курса доллара, производство и выпуск продукции сильно зависят от валютной составляющей.
Двукратная девальвация рубля серьезно повлияла на себестоимость. Сейчас большинство производителей находятся на грани рентабельности или работают в убыток, а переработчики столкнулись с ситуацией сокращения спроса на готовую продукцию в результате роста потребительских цен. Естественно, это бьет по производителям.