Впервые "Анна" была исполнена на фестивале моноспектаклей "Арт-Соло" во Владикавказе, где партию Анны спела солистка Мариинского театра Мария Соловьева.
- Сейчас Маша ждет ребенка, поэтому в петербургской премьере Анну Ахматову сыграла другая молодая вокалистка, Наталья Павлова, режиссер спектакля Александр Маскалин, - рассказывает Лариса Гергиева. - Впрочем, Мария не в обиде: она была на премьере, вручила Наталье цветы и поздравила с успехом.
Сложный жанр монооперы, по мнению музыкального руководителя постановки, сегодня востребован публикой: он позволяет, что называется, прикоснуться душой к душе. И требует от исполнителя огромного мастерства и личностного выражения: в камерном зале, когда слушатели сидят "глаза в глаза" с артистом, невозможно прикрыться ни профессионализмом партнера, хора или оркестра, ни красотой декорации...
Примечательно, что текст либретто, куда вошли стихи Ахматовой, отрывки из ее писем и воспоминаний, рисует поэтессу в разные периоды жизни: детство, поездка за границу, роман с Гумилевым и Модильяни, трагические 30-е годы... Вдохновленный Ларисой Гергиевой, Леонид Клиничев уже написал монооперу "Страсти по Марине" и работает над следующей частью - "Зинаида". Оба эти произведения прозвучат на сцене Мариинского театра в будущем сезоне.
Интерес к проекту "три поэтессы - три монооперы" оказался столь велик, что Нижегородский театр оперы и балета постарался опередить коллег. Недавно на его сцене прошла премьера "Анна и Марина", объединившая в две оперы. Но дирижер Ренат Зиганшин и режиссер Андрей Сергеев создали полновесный оперный спектакль, что, по мнению Ларисы Гергиевой, несколько размывает идею. Ей важно, чтобы молодые певицы сумели максимально глубоко погрузиться в мир великой литературы "один на один", ведь только такое погружение, по словам Гергиевой, способно сформировать нужный масштаб личности вокалиста.