- Российский рынок- это 150 миллионов человек и большой дефицит в определенных сегментах производства и потребления. С этой точки зрения санкции пошли ему на пользу. Но осуществлять импортозамещение - это не флагом махать. Надо убедить покупателя, что российская продукция не уступает зарубежной по качеству и может быть дешевле аналогов, - говорит региональный представитель ГУД Андрей Бриль. - Сегодня люди приобретают не просто квадратные метры, а образ жизни, соответственно, нужны новые технологии. Поэтому мы решили создать пул стратегических партнеров в проблемных направлениях: производстве фасадов, светотехнических и лифтовых систем, металлоконструкций, изоляции, в сферах связи и телекоммуникаций, финансов и страхования. В каждом определены лидеры, их задача - объединить вокруг себя профсообщество. Это не означает, что на тендерах предпочтение будет отдаваться именно этим компаниям, но доступ к целевой аудитории - тоже определенное преимущество.
- Спрос на жилье падает, но он есть и не сойдет на ноль. Благодаря советскому наследию на Среднем Урале хватает мощностей для производства всего спектра стройматериалов. Другое дело, что по качеству они не всегда соответствуют современным требованиям. Например, в Невьянске работают четыре цементных завода, но модернизируются только два. Среди проектов локализации последнего времени можно привести Ревдинский кирпичный завод, где скоро откроется линия пористых керамоблоков, и сборку электроавтоматов совместно с "Сименсом", - рассуждает Евгений Лунегов, руководитель ГК "Энергокомплект".
По данным Росстата, запасы импортных стройматериалов на складах Свердловской области снижаются, при этом дефицита нет - на замену пришли поставщики из других регионов России, Казахстана, Беларуси. Эксперты подсчитали, что больше всего от импорта зависят коммерческие объекты и жилье высокого класса, здесь доля зарубежных инженерных систем, фасадных решений и отделочных материалов достигает 35-40 процентов. Для сравнения: в экономичном жилье она до кризиса составляла 10 процентов, сейчас снизилась до 4-5.
- Отечественная промышленность научилась делать кабели, но пока не способна полностью заменить вентиляционное оборудование, обеспечивающее здание воздухом определенного качества при минимальном уровне шума. К тому же конкуренты не стоят на месте: выпустили наши два года назад неплохие тепловые пушки, а чехи - горелку, эксплуатация которой дешевле на 15 процентов. Вроде догнали, а надо снова качественный скачок вперед делать. Те, кого мы пытаемся заместить, тоже хотят остаться на российском рынке, поэтому ищут способы оптимизации, готовы вкладываться в локализацию, дистрибуцию, - поясняет Евгений Лунегов.
По его мнению, реальные результаты импортозамещения мы увидим лет через 5-10, когда те компании, что сегодня пошли по пути вытеснения зарубежных аналогов, станут более конкурентоспособными. Процесс протекал бы легче, если бы в стране не упал платежеспособный спрос на жилье. Отчасти подстегнуть его может государство: так, по словам Лунегова, в Госдуме разрабатывается план замещения бытовых радиаторов отопления. За 10 лет спрос на них вырос в пять раз и оценивается в 100 миллионов секций в год, это примерно 60 миллиардов рублей.
Впрочем, производители полагают, что невозможно замещать по приказу, должно быть адекватное предложение на рынке. Дамир Халиуллин, гендиректор компании "Керама Екатеринбург", признался, что эксперименты с российской декалькой, с помощью которой формируется рисунок на плитке, закончились неудачей, а по красителям и глазури заявок от российских поставщиков вообще не поступало.
При этом не все предприятия готовы инвестировать в НИОКР. Многие выступают, скорее, в роли потребителей ноу-хау.
- У зарубежных производителей гораздо больше ресурсов, в том числе проектных. Нам проще обеспечить разработку у себя, приняв в штат двух инженеров, чем ждать, что предложит наука, - говорит Михаил Молочников, представитель компании "Век". - Сегодня рынок лифтов в России оценивается в 42 тысячи штук в год, из них только 17 тысяч выпускается в нашей стране, остальное завозится. Когда в 2008 году мы занялись сборкой, 80 процентов деталей были импортными, сейчас только 30. К сожалению, не все можно заменить. Допустим, кабины-купе раньше закупались в Турции, но качество российских композитных материалов улучшилось, плюс международный конфликт - и в 2015 году мы испытали уже свою модель. А вот с безредукторными лебедками на постоянных магнитах проблема. В России их никто не выпускает, приходится везти из Китая. В Свердловской области имеется месторождение редкоземельных металлов, которые необходимы для такого производства, но для его разработки требуется около пяти миллиардов рублей.