...Женщина на борту самолета - это всегда либо пассажир, либо бортпроводник. Так испокон веков заведено. Вполне понятно, почему окружающие, когда узнавали, что Светлана учится в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации, даже не сомневались - на стюардессу. Когда же после банкротства российского перевозчика "Трансаэро", где наша героиня проходила переподготовку на "Боинг", пилотесса в поисках соответствующей вакансии обзванивала авиакомпании, то зачастую сталкивалась с пренебрежением: дескать, тот, за кого звоните вы, пускай звонит сам.
- Когда же я отвечала, что звоню за себя, мне говорили: девушек-пилотов у нас нет и не будет. В "Белавиа" же ко мне отнеслись серьезно. Приятно, что мои профессиональные навыки подошли. Ведь в этой работе тебя не поставят в кабину пилота для красоты, как цветочек. Безопасность, люди, за которых мы отвечаем, - это очень серьезно. Вообще, я считаю, что в современном мире уже давно не делят профессии на мужские и женские. И если у человека есть желание, позволяет здоровье и получено качественное образование, то совершенно неважно, какого он пола. Самолету все равно, кто им управляет, если все процедуры выполняются в соответствии с документами.
Быть пилотом Светлане, кажется, было предначертано генетикой и географией. А как по-другому, если ее отец - страстный фанат авиации, с малых лет грезивший стать летчиком, но из-за плохого зрения не прошедший медкомиссию? Если детство Светы прошло на аэродроме крохотного якутского поселка Хонуу, куда добраться можно было разве что самолетом?
- Папа сейчас - авиационный специалист в области радиотехнических средств. Иногда даже следит за моими полетами на flightradar, а затем спрашивает об особенностях полета: почему, скажем, летели не так, как обычно? Мама какое-то время работала на метеостанции, а теперь в университете гражданской авиации. Папа настолько ее вдохновил, что и она тоже связала свою жизнь с небом. Мой муж тоже пилот. Работает в авиакомпании "Россия". С ним мы познакомились в Екатеринбурге на учебе. Многие знали: я - штурман, могу помочь по навигации, если кому-то что-то непонятно. Вот Сергей мне и позвонил, чтобы помогла с материалами по зачету. Наш дом в Санкт-Петербурге, родители мои сейчас переехали туда же. Хотя с мужем мы вынуждены жить раздельно, но очень друг по другу скучаем. Супруг понимает, что жизнь без неба невозможна, ведь у него все так же, как у меня.
Куда именно летать - во Францию или в Египет, в Швейцарию или Туркменистан, - Светлане неважно. Хотя муж, признается она, завидует, пусть и по-доброму. Его география не столь широка - это Омск, Тюмень, Самара... Для нашей же героини интереснее всего не маршрут, а взлет и посадка:
- Даже когда я возвращаюсь в Минск, думаю о самой посадке: анализирую полет, слежу, как пилот управлялся с ветром. Все мое внимание приковано к тому, как сажать самолет, а не где. Хотя, конечно, и виды из иллюминатора бывают восхитительными. С высоты завораживают леса. Особенно над Россией. Они бесконечны. В Европе наоборот - город на городе. Во время рейсов на Хургаду - пирамиды.
Профессиональные мечты пилота Светланы Еременко - полетать на Ан-124 "Руслан", самолете, на который она даже пыталась устроиться штурманом, или на Ан-225 "Мрия". Затем - быть инструктором, делиться опытом, давать летное воспитание, смотреть, как человек делает первые шаги, направлять его. И гордиться своим делом.
- Если бы мне предложили другую работу, то единственное, что бы я выбрала, это работу мамой. Я хотела бы иметь двоих детей - мальчика и девочку. А еще, если честно, была бы рада взять ребенка из детского дома. И не совсем маленького, а лет восьми-десяти, чтобы он мог поверить в чудо. А захочет ли мой ребенок стать пилотом или журналистом, ему решать...