Женский праздник совпал с заключительным днем крупнейшей в Восточной Европе выставки старинных автомобилей и технического антиквариата "Олдтаймер" в Сокольниках.
Дамы рулят - красивый лозунг, но применительно к выставке это скорее приятное исключение, чем правило. В первом зале я обнаружил всего два "женских" автоэкспоната. Но каких!
Направо от входа пойдешь - найдешь знаменитый "Херби" кинозвезды Линдси Лохан.
Вообще-то, Volkswagen Beetle много раз становился героем фильмов, но самые известные сняты об "одушевленным" гоночном "Жуке" белого цвета с бортовым номером 53 по имени Херби. Первый фильм о Херби сняли в 1968 году, последний - в 2005-м. Он и стал самым знаменитым: "Сумасшедшие гонки" производства студии Walt Disney. По сценарию уличная гонщица, героиня Линдси Лохан, покупает на свалке за 75$ Volkswagen, у которого есть ум. Строго говоря, Херби не машина в кино, а один из героев фильма.
Херби на выставке в Сокольниках выделялся из всех экспонатов. В зале он был закреплен, в положении "лежа на боку".
А недалеко от умного немецкого "Жука" блистала совершенно чумовая машина. Отечественная: "Чайка" ГАЗ-13С "Черный доктор" с единственной на выставке женщиной за рулем. Правда, девушка внутри не настоящая, а прикольный манекен. Но, согласитесь, 8 марта заставлять дам работать - это не по-мужски.
"Черный доктор" это что-то вроде элитной "скорой помощи". В конце 70-х и начале 80-х годов в Советском Союзе таких построили порядка 20 экземпляров. Те немногие, что сохранились, разошлись по музеям и частным коллекциям. На рынке крайний раз такой "доктор" всплывал несколько лет назад и за него просили 120 тыс. долларов.
Создавали их так: с завода в Горьком раз в год от четырех до шести "Чаек" отправляли в Латвию. Там, в "Экспериментальном цеху" Рижской автобусной фабрики седаны превращали в универсалы. С машин срезали часть крыши и багажник, удлиняли корму, устанавливали пятую дверь. При таких объемах производства, конечно, ни о каком конвейере и речь не шла. "Черные доктора" собирали вручную. После чего лимузины поступали в гараж Четвертого управления Минздрава СССР, в народе - "Кремлевка".
Эти медицинские "Чайки" включали в состав правительственных кортежей. Вожди были в солидном возрасте, часто болели. Также "Черные доктора" ездили по вызовам к пациентам, прикрепленным к закрытым клиникам.
В салоне - четыре кресла для пассажиров плюс место для носилок. Сзади полный набор медицинской аппаратуры, включая портативную капельницу. Двигатель рабочим объемом 5,5 литра выдавал 195 л.с. при 4400 об/мин. Максимальная скорость - 160 км/ч. "Черный доктор" потреблял 14 литров на 100 км, что трудно считать большим расходом для машины весом 2,7 тонны.
В остальном это был полноценный советский "членовоз": с мигалкой и аппаратурой спецсвязи.
Кстати, женщина в кресле водителя на "Олдтаймере" - просто образ. Правительственных гаражей у нас два: Гараж особого назначения (ГОН) Федеральной службы охраны и автокомбинат "Россия" при Управлении делами президента. Я настойчиво пытал руководство обоих структур: и в спецслужбах, и в управделами президента утверждают, что никогда не использовали женщин в качестве водителей первых лиц. Но женщины-доктора в лимузинах, конечно, были.
… В зале, где разместилась экспозиция ГОНа, выставлены два исторических лимузина, которым нет цены: французский Delaunay-Belleville "Белвалет" и британский Rolls-Royce "Фантом".
Если вы хоть немного интересуетесь автомобильной историей, то слышали, что это любимые "моторы" (их так называли в начале 20 века) императора Николая IIи Ленина. Историю правительственных лимузинов в России принято вести с 1906 года, когда флигель-адъютант Владимир Николаевич Орлов приехал на Delaunay-Belleville в Царское село, уговорив императора прокатиться на "моторе".
Орлов - личность примечательная, его прадед приходился родным братом фавориту Екатерины II - легендарному Григорию Орлову. Другой прадед основал породу орловских рысаков.
Лихой штабс-ротмистр кавалерии Владимир Орлов буквально пристрастил Николая IIк автомобилям. Дошло до того, что император придумал специальное слово - "моторить" - означавшее поездки без особой цели. И приказал создать первый в стране гараж с автошколой. Это правда. Но не вся. На самом деле первый правительственный лимузин в нашей стране принадлежал… женщине.
Еще за несколько лет до того, как император Николай повадился "моторить" по окрестностям Питера, в Гатчину из Британии прибыл необычный электромобиль. Шасси марки Columbia (США), кузов изготовлен в Лондоне. Именно он разрушает стереотип о том, что отечественную автомобильную историю творили бравые штабс-ротмистры и любознательные императоры.
Сначала таким электро-лимузином владела британская королева Александра. Оценив преимущества (почти бесшумный, отсутствие гари и запаха бензина), королева в 1901 году приобрела еще один, точно такой же, и отправила его в дар своей сестре - вдовствующей российской императрице Марии Федоровне.
Хотите верьте, хотите проверьте, но 115 лет назад по российским дорогам ездила машина, которая и сегодня соответствует современным экологическим нормам.
А это еще один повод поднять тост - за наших женщин, которые, оставаясь в тени, обеспечили автопрогресс и совершенство нынешних машин.