Как сообщили СМИ Юга, уведомление об официальном выходе из проекта Сеула было направлено в Москву вчера по дипломатическим каналам. Это ожидалось, так как в течение нескольких часов будет сделано официальное заявление правительства РК по поводу введения в отношении КНДР односторонних санкций Сеула. Ранее Юг заявил о бессрочной приостановке переговоров по поводу проекта.
Главной формальной причиной для выхода южан из проекта стало, согласно сообщениям СМИ, включение в санкции положения, согласно которому зашедшие в течение полугода в КНДР суда третьих стран не смогут заходить в порты Южной Кореи. Таким образом доставка российского угля через "Хасан-Раджин" через порт КНДР в Раджине станет для Юга невозможной. Именно это, согласно сообщениям информагентств, и объяснили российским властям южнокорейцы.
Ранее, напомним, РФ настояла на том, чтобы новые санкции СБ ООН против КНДР, сформулированные в резолюции № 2270 (2016), сделали исключение для проекта. Но Сеул, как видно, решил целенаправленно ликвидировать и этот путь. Как пояснили в Сеуле, они "намерены перекрыть все каналы поступления финансов северокорейскому режиму".
Напомним, что до этого Южная Корея уже три раза через проект "Хасан-Раджин" ввозила российский уголь и планировала войти в проект на правах соинвестора в текущем году. Но этому помешали ядерные и ракетные испытания КНДР в январе-феврале.
Как отмечают южнокорейские СМИ, официальная Москва выразила свое сожаление в связи с решением правительства Республики Корея по поводу выхода из проекта "Хасан-Раджин".
Справка "РГ"
ОАО "РЖД" совместно с КНДР реализует проект "Хасан-Раджин", который предусматривает модернизацию железнодорожного полотна между станцией Хасан (РФ) и Раджин (КНДР), а также строительство и дальнейшую эксплуатацию грузового терминала в порту Раджин.
Реализацией проекта занимается специально созданное для этого российско-корейское СП "РасонКонТранс", где 70 процентов акций принадлежит ОАО "РЖД". Уже начато полноценное использование портового терминала и железной дороги. К настоящему моменту через проект перевезено более 1 млн 200 тыс. тонн угля.
К участию в проекте проявляла интерес и Южная Корея в лице железнодорожного концерна Korail, сталелитейного гиганта POSCO и компании грузоперевозок Hyundai Merchant Marine.
Сеул рассматривал проект не только как экономическое, но и политическое сотрудничество, которое позволит улучшить межкорейские отношения и приблизить объединение двух частей Корейского полуострова. Договоренность о возможном участии Сеула была достигнута в ходе визита президента РФ Владимира Путина в Сеул в ноябре 2013 г. По предварительным оценкам, инвестиции южан могли составить 150-200 миллионов долларов и должны были осуществляться путем выкупа 49 процентов российской доли в "РасонКонТрансе". Южная Корея в 2014-2015 гг. совершила уже три тестовые поставки угля через проект.
Подписывайтесь на основные новости "РГ" в Telegram telegram.me/rgrunews