13.03.2016 23:10
Культура

В театре Сац исполнили симфоническую сказку "Петя и волк"

В театре Сац исполнили симфоническую сказку "Петя и волк" Сергея Прокофьева к 125-летию композитора
Текст:  Александр Матусевич
Российская газета - Федеральный выпуск: №52 (6920)
К 125-летию Сергея Прокофьева в театре Сац исполнили симфоническую сказку, специально написанную композитором для этого театра.
Читать на сайте RG.RU

Мимо прокофьевского юбилея коллектив, конечно, пройти не мог никак: и не только потому, что в сегодняшнем его репертуаре "Золушка" и "Любовь к трем апельсинам". Именно с Наталией Сац напрямую связано рождение самого, пожалуй, известного просветительского оркестрового сочинения для детей, вот уже три четверти века исполняемого в разных странах: симфоническую сказку "Петя и волк" Прокофьев написал по заказу Наталии Сац - это была ее идея.

Детские театры покажут в Петербурге Шекспира и Бродского

Марш из "Апельсинов" и знаменитая "презентация симфонического оркестра" в форме сказки как раз и вошли в программу первого отделения юбилейного концерта.

Как всегда, занимательно, с доверительными интонациями, сразу располагающими к комфортному, почти домашнему восприятию, Роксана Сац знакомила пришедших на юбилейный концерт с инструментами оркестра, давая им меткие характеристики.

Эмоционально прозвучала и сама приключенческая "история пионера Пети" - и не только благодаря рассказчице: оркестр театра, ведомый Алевтиной Иоффе, оказался на высоте, светло и живо исполняя игривую, добрую, знакомую каждому с детства музыку.

Его первую роль в кино оборвала бомбежка 22 июня 1941 года

Продолжение торжества прошло несколько в иной тональности: на суд публики театр вынес во втором отделении одно из монументальных, сложнейших сочинений Прокофьева - его знаменитую кантату "Александр Невский". Исполнение сопроводили демонстрацией на заднике сцены избранных фрагментов из знаменитого фильма Сергея Эйзенштейна - ведь именно для этой кинокартины писал композитор свой шедевр. Массивная фактура кантаты оказалась вполне по силам театральному оркестру, сумевшему передать и грозную поступь воинственных тевтонов, и драматическую кульминацию битвы, и экстатический восторг победы русского воинства. Хор театра (хормейстеры Вера Давыдова и Руслан Генэ) был усилен солистами оперной труппы - получилось звучание крепкое, сочное, выразительное - словно яркая театральная живопись Федоровского, чья эстетика - из той эпохи - наиболее созвучна музыкальному языку прокофьевской партитуры.

Надо заметить, что еще во времена Наталии Ильиничны Сац помимо спектаклей для маленьких меломанов театр практиковал "чистую музыку" - концерты филармонического толка, с рассказами и комментариями самой легендарной хозяйки дома.

В последние годы эта линия только усилена в деятельности труппы - здесь действует целая "Детская филармония", и симфонические концерты стали таким же привычным явлением в афише, как и оперы, балеты, музыкальные сказки самых разных жанров.

Их просветительскую роль трудно переоценить: через игру, через образ, вспомогательный видеоряд, через живой рассказ Роксаны Николаевны Сац происходит приобщение детей к высокому искусству, к сложной музыке.

Классика