"...Мы с Егоркой терзали гитары, Малик рубил на барабанах, в перерывах мы пили пиво и болтали о музыке", - в мемуарах о том, с чего 30 лет назад в зале курчатовского института начинался "Ва-Банкъ", Скляр уже рисует себя человеком абсолютно одержимым рок-музыкой. Хотя интересовало его в жизни - кроме рока - конечно, многое: цыганский романс и Кафка, Пелевин и Вертинский, китайские мудрецы и украинские события. Одним из первых Скляр выступил в Донецке и, потрясенный увиденным, привез из тех мест и спел через YouTube песню "Миллионы", о том, что от суровой действительности человеку "не убежать, не спрятаться. Надо просто выбрать оружие, которым сражаться".
Песня вошла в "Ястреб" и задала тон всему альбому с птицей на красной обложке - альбому жесткому, исповедальному. Недаром "разогревом" к концерту в Yotaspace пустили видео о том, как Скляр и его пианист Александр Белоносов продумывали и собирали "Ястреба", создавая его необычно резкий и звонкий звук.
"Упасть, чтобы подняться, проклясть, чтобы простить. И воевать с собою, чтобы жить", - увы, слова "Анзера", песни из нового альбома о соловецком острове, скупой на ноты, но щедрой на смыслы и мрачные эмоции тонули в клубном шуме. То же и с "Калечинкой", новой балладой, навеянной книгой Захара Прилепина: на концерте трудно было услышать ее смысловые повороты. Скляр потому и не перегружал юбилейную программу сложным материалом, выстроив ее из "ва-банковского" the best, чего и ждали от него на рок-концерте в клубе.
Все началось с блюз-рока "Три ноль шесть", смачного кавера на Джонни Кэша, потом пошли ранние "Кухня" и "Провокация", в которых соло-гитару в руках держал погрузневший Егор Никонов, тот самый "Егорка" из первого состава группы. Вечер шел по этапам истории "Ва-банка". После Никонова Скляр позвал на сцену басиста Алика Исмагилова, и публика поняла, что сейчас сыграют его залихватские "Маршруты московские", песню "Ва-банка" середины 90-х. Гитарист Михаил Клягин исполнил соло в новом рок-н-ролле "Мясотело", своего рода музыкальной автобиографии Скляра. Сергей Летов раскрасил в саксофонные цвета новейший "Манхэттен-Берлин", Максим Пиганов в тромбонные - старинного "Сашеньку" и встреченную восторженным ревом "Эльдорадо", а кубинец Абелардо Альфонсо Лопес Качао (писавший со Скляром "Ведьмы и стервы" и "Дендидиану") сплел на контрабасе кружева вокруг "Васи-Совести". "Ястреба", многопудовую блюз-балладу, главную песню нового альбома, поднял на воздух гитарист "Морального кодекса" Николай Девлет-Кильдеев.
В итоге классического ва-банковского рок-н-ролльно-романсового драйва хватило для того, чтобы публика развернула перед сценой ураганный, по-настоящему анархистский слэм...
Время изменило Александра Скляра только внешне. Да, он перестал бриться наголо, поседел, посолиднел и выходит теперь к публике не в майке, как 30 лет назад, а - джентльменом, в жилете и белой рубахе с отложным воротником. Он уже пишет песни не о том, как "мухи прыгают по стенам", а обозревает прошлое и будущее зорким ястребиным глазом с высоты полета над островом Анзер. И подбирает верное оружие для борьбы со злом.
Он, как всегда, идет новым путем. То есть ва-банк.