Это прежде всего поразительно красиво. Входя в зал, слышишь могучий гул волн, шорохи морских пучин - там, за занавесом, идет какая-то другая, грозная, нам непонятная, нас интригующая жизнь иных стихий. Потом маленький оркестрик сыграет нам бравурную увертюру, и на сцену явятся три вполне цирковых персонажа, - их здесь зовут Дети Воздуха, - которые и расскажут нам эту сказку, повторяя, как рефрен в песне, ее самые нейтральные, но отчего-то самые печальные строки.
Подводный мир Русалочки завораживает: здесь отменили земное притяжение - в глубинах сцены плывут морские коньки, диковинные рыбы, русалки. Там, в глубинах, другие ритмы - спектакль на время словно остановился, чтобы дать нам сполна насладиться этой невиданной панорамой морской живности и останков былых Атлантид на дне: горельефы на проплывающих мимо стелах тоже живут своей вечной призрачной жизнью.
С этими морскими стихиями гармонируют, в них абсолютно, без зазоров, вплетены стихии печальной андерсеновской поэзии чувства и мысли - его философия, адресованная и детям и взрослым. Чистая сказка с первых секунд гипнотизирует детвору фантазийными образами, взрослым верующим будет близок миф о бессмертной душе, во имя которой можно пожертвовать любовью, атеисту напомнят о вечном конфликте прозы и поэзии, возвышенной мечты и грубой реальности, зыбкого пламени страстей и бесстрастного камня, под который даже вода не течет.
Этот спектакль соткан из света, воздуха и фантазии. Музыкой звучат строки Андерсена, прочитанные, как на старом радио, внятно и выразительно. Великолепно тренированная молодая труппа театра тоже существует вопреки законам физики и кажется невесомой - сказочной. Здесь вполне гармонично соединились разные стилистики - высокая поэзия мечты и вполне бытовой, земной, юмор: воздушная Русалочка - и словно пришедший из другой сказки деловитый Принц в красных сапогах и с футбольной свистулькой во рту. Русалочка попытается включиться в эту земную игру - и, конечно, не сумеет; приколы останутся на суше, Русалочка уйдет обратно в море, где нет любви, зато есть душа. Морскую ведьму окружают костлявые рыбьи скелеты, она среди них как рыба в воде; Русалочка же всегда будет томиться, и ей вечно будут грезиться корабли на поверхности моря, и красивые люди, у которых нет жабр и хвостов, но есть полная событий земная жизнь. Потому что это спектакль еще и о Недосягаемом. Взрослый зритель легко считает в нем многочисленные параллели: здесь устремленная ввысь копенгагенская Русалочка на утесе, здесь Иван-дурак, он же Царевич из прагматичных русских сказок, здесь и вся наша жизнь, подобная грустному всемирному цирку.
В этом спектакле равно ведущую роль играют и режиссер, и художник-постановщик, и художник по свету Тарас Михалевский, и сказочные гримы Светланы Кедровской, и музыка Евгении Терехиной, и пластика знаменитого театра "Провинциальные танцы" Татьяны Багановой, которая выступила полноправным соавтором спектакля. В кругу профессиональных танцовщиков великолепно солирует молодая актриса ТЮЗа Мария Викулина, которая практически без слов, только почти балетной пластикой передала драму безнадежной любви и трагедию хрупкой поэзии, вдребезги разбитой при первой же встрече с вульгарным примитивом жизни: "любовная лодка разбилась о быт", - сказал бы Маяковский.
Остается единственный вопрос: почему это чудо идет во внеконкурсной программе? Серьезнейшая заявка на новый, без картона и фальши, без приседаний и назиданий детский театр, изобретательное и смелое использование новейших сценических технологий и способность все это соединить в завораживающее, сражающее поэтикой зрелище - разве все это уже стало рутиной современного искусства?
Спектакль Екатеринбургского Театра юного зрителя "Русалочка"