От игроков до консерваторов
Направление будущего бизнеса во многом зависит от характера человека.
"Мы выделили 4 типа пенсионеров, каждый из них выбирает свой путь в построении бизнеса", - рассказывает декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса Высшей школы экономики Татьяна Комиссарова.
Самые активные - "играющие" люди - открыты для всего нового. Это они в 50 поступают в университет, учатся работать на компьютере, зная только кнопку "пуск", осваивают новые технологии, впервые садятся за руль автомобиля. У них высокий шанс построить успешную компанию в совершенно новой для себя сфере.
Вторая группа - "деловые", профессионалы своего дела. Бизнес они строят на уже полученных знаниях и навыках. Они создают школы по профессии, в которой стали асами, берут учеников. Хотя они могут использовать свои навыки, и совершенно неожиданным образом. К примеру, открыть флористический салон, используя налаженные на прежней работе каналы поставки цветов. Общее у таких предпринимателей одно - полученные знания и умения они используют в качестве фундамента для новой карьеры.
"Молодящиеся" - третья группа. Они открывают группы спортивных занятий, пропагандируют здоровое питание, ведут лекции о здоровье. Такие люди часто занимаются теми же видами деятельности, что и женщины в декрете. Только те часто выбирают деятельность, которая связана с работой в Интернете и позволяет им остаться дома. Пенсионеры же, напротив, готовы много общаться лично.
Еще одна группа - "консерваторы". Это пенсионеры, уверенные в окончании своей карьеры с выходом на пенсию. Если они и организовывают бизнес, то связанный со своими хобби и увлечениями - рукоделием, садоводством и огородничеством. Их цель - иметь дополнительную копеечку к пенсии.
Помогут внуки
Пенсионерам в любом случае следует отталкиваться в создании бизнеса от своего опыта, считает декан Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Сергей Календжян. Даже если это не профессиональные навыки, а талант огородника.
Сегодня на волне популярности к экопродуктам можно создавать свое дело по продаже солений-варений, зелени, овощей и фруктов, выращенных без использования удобрений. Пользуются спросом и дары леса- орехи, грибы, ягоды. Сделать популярной можно даже зелень с грядки, если красиво ее упаковать, правильно предложить и вовремя поставить потребителю.
В этой части у бизнесменов пожилого возраста часто не хватает знаний о современном дизайне, продвижении и логистике. Можно обратиться за помощью к профессионалам, а можно к внукам. Молодые люди быстро подскажут, что будет пользоваться спросом и под каким "соусом" товар лучше продать потребителю.
На что обратить внимание
Решающим фактором успеха может стать логистика. Известно, что в деревне нет покупателей на грибы и ягоды или же цена на этот товар будет копеечной. То же с овощами и фруктами с собственного огорода или молочными продуктами.
Сергей Календжян отмечает, что многие пенсионеры производят хорошие товары. Но у старшего поколения меньше идей, как их выгодно продать. К примеру, есть компании, которые продают малюсенькие баночки меда и варенья в красивой упаковке за большие деньги, и у них есть спрос, а другие не знают, куда девать трехлитровые банки. А весь секрет в том, что маленькие баночки покупают для подарков, корпоративных презентов, оформления фуршетов. За такие "приятные мелочи" большие компании готовы хорошо платить. А большие банки покупают экономные хозяйки, которые не готовы переплачивать за товар.
Снова за парту
Бизнесмены-пенсионеры часто проигрывают молодым из-за отсутствия компьютерной грамотности.
Наш век можно назвать веком покупок в Сети. Для пенсионеров это особенно удобно, ведь интернет-торговля позволяет не стоять за прилавком, не работать физически. Весь труд состоит из сбора заказов и организации доставки. Если не хватает навыков работы на компьютере, есть масса платных курсов компьютерной грамотности для пенсионеров. Можно найти и бесплатные, к примеру, в некоторых библиотеках.
Кстати, шаг навстречу пенсионерам был сделан министерством труда. Так, сегодня службы занятости готовы принять пенсионеров на переобучение.
Доступ к финансам
Традиционно считается, что наиболее сложным при создании бизнеса является финансирование. Особенно если это связано с организацией бизнеса пенсионером. Ведь большинство кредитных программ ограничено возрастом выхода на пенсию.
"Это касается только потребительских кредитов", - заверяет Татьяна Комиссарова. Если же речь идет о кредитовании бизнеса - возраст значения не имеет. К примеру, если кредит выдается под обеспечение товара или активов, то возраст организатора никто не станет спрашивать. Многие развивают бизнес без кредитования вовсе или используют для этого накопленные средства.
Если раньше пенсионер никак не был связан с бизнесом, наиболее сложным для него шагом будет регистрация. Татьяна Комиссарова советует обратиться в центр поддержки малого и среднего предпринимательства, где проконсультируют и помогут открыть дело.
"Они сегодня есть в большинстве крупных городов", - отмечает она.
К примеру, в столице поддержкой новичков занимается ГБУ "Малый бизнес Москвы", материалами на его сайте могут воспользоваться и жители других городов, к примеру, пошаговой инструкцией регистрации бизнеса.
Правда, регистрация тянет за собой необходимость отчитываться в налоговые органы о доходах. "Я не представляю бабушку, которая придет в налоговую сдавать отчетность", - говорит Комиссарова. Даже патент, который избавляет от отчетности, тянет за собой необходимость уплаты страховых взносов, а значит, "множит" количество органов, с которыми придется взаимодействовать бизнесмену-новичку.
Явный недостаток - отсутствие максимально простых форм регистрации бизнеса, которые бы позволяли оплачивать налоги и сборы одним платежом и избавляли от отчетности. Но такие налоговые режимы еще в разработке.