В этом году исполнилось пятнадцать лет "прописки" анимационного фестиваля на Владимирской земле. Вначале его приютил пансионат "Березовая роща" недалеко от Тарусы. Маленький дом отдыха: четыре этажа, двести коек, небольшой зал, природа. Аниматоры набивались в него как сельдь в бочку. В качестве призов вручались деревянные дощечки, выпиленные руками президента форума Александра Татарского. Никаких пафосных церемоний. На закрытии в момент затянувшейся паузы Михаил Тумеля и Иван Максимов взяли в руки гитару и балалайку, сели на краю сцены и затянули "Дым сигарет с ментолом". Теперь это стало фестивальной традицией.
Ежегодно на фестиваль приезжают более 1500 режиссеров, художников, сценаристов, звукорежиссеров, а также "свободных художников" и студентов. Сюда едут за "русскими мультфильмами" отборщики Каннского кинофестиваля.
"Суздальфест" является зеркалом анимации Союзного государства. Его приз - статуэтка девочки с гусем.
В конкурсе и вне конкурса принимают участие и мультфильмы "Беларусьфильма" - "Иоганн Штраус" Елены Петкевич, "Весна осенью" Татьяны Кублицкой, "Ложка для солдата" Ирины Тарасовой, "Михаил Иванович Глинка" Александра Гурьева.
17 марта пройдет обсуждение студенческих (их на форуме 21) и дебютных фильмов с классиками российской и белорусской анимации Юрием Норштейном и Михаилом Тумелей. Накануне мы пообщались с Михаилом Тумелей.
Как вы оцениваете состояние кинематографа?
Михаил Тумеля: Несмотря на технический прогресс, уровень кинематографа все-таки падает. Кино должно быть не с техническими прибамбасами, а с головой. И если я увижу, что есть поворот в сторону кинематографа интеллектуального, у которого есть еще душа и сердце, то буду счастлив.
Над чем работаете?
Михаил Тумеля: В конкурсе последнего "Лiстапада" участвовал фильм "Повесть временных лет". Я в нем был в качестве заставки вместе со своими студентами - выпускниками Белорусской государственной академии искусств. Это курс, который выпустился в 2013 году. Я сейчас учу и фильмов своих не делаю. Лена Турова набрала курс, который я обучаю техническим приемам анимации. В Москве в школе-студии "Шар" открылось творческое объединение. Меня тоже туда пригласили заниматься с аниматорами.
А где живете?
Михаил Тумеля: Сную, как челнок, между Москвой и Минском.
Как оцениваете фестиваль в Суздале?
Михаил Тумеля: Это достойная площадка для конкуренции. Как-то белорусская программа даже получила четыре приза. Художественный уровень лент достаточно высокий. Но хотелось бы побольше жанровых новаций. Беларусь играет на поле детской сказки, маловато фильмов, которые бы рассказывали о нашем мире в свободном поиске. Но то, что делается на традиционном поле, повторюсь, интересно. Но белорусской анимации надо отвечать на современные вызовы.