- Дворец молодежи вошел в число 39 победителей конкурса на получение статуса инновационной площадки федерального уровня, - рассказывает директор центра дополнительного образования Константин Шевченко. - Конкурс проводился в 33 регионах РФ. Это был своего рода мониторинг сферы образовательных услуг, в рамках которого учреждения представляли свои разработки. Мы выступили с проектом "Детская инженерная школа".
Он является частью региональной программы "Уральская инженерная школа"?
Константин Шевченко: Скажем так: отвечает тем же целям. Перед нами поставлена задача создания единой системы подготовки кадров, начиная со школьной скамьи. Важно сформировать у детей творческое мышление. В этом главное отличие нашего проекта. Чему учат традиционные образовательные программы? Школьники осваивают технологии, с тем чтобы затем создать продукт по определенному образцу. Наша цель - научить их придумывать нечто новое. Чтобы тот же робот был уникальным.
"Детская инженерная школа" - это продолжение проекта "Робототехника и 3D-моделирование промышленных объектов", запущенного пять лет назад. Сегодня у нас 30 базовых площадок, оснащенных роботами-конструкторами, софтом и оборудованием, которое позволяет программировать роботов как для соревнований (кто быстрее, кто точнее), так и для творческого самовыражения (луноход, машина для пожаротушения, разминирования).
Что подтолкнуло вас к организации технически сложных площадок?
Константин Шевченко: В 1993 году на Среднем Урале было 160 станций юных техников, к 2003-му осталось всего шесть. Эти цифры шокировали: если в промышленном регионе нет технических кружков и секций, неизбежно возникнет провал в подготовке кадров.
Кто будет преподавать в "Детской инженерной школе"?
Константин Шевченко: Мы сформировали команду педагогов, обученных в соответствии со стандартами новых образовательных программ. Они, например, освоили авторские методики профессора Сергея Новоселова, который занимается развитием креативного мышления. Этот человек может научить изобретать любого. Также с ребятами будут работать тьюторы - представители вузов и ведущих промышленных предприятий региона. Итогом их совместной деятельности должны стать несколько десятков исследовательских проектов. Ребята представят их в октябре на чемпионате WorldSkills Hi-Tech.
Какие бонусы предусмотрены для победителей?
Константин Шевченко: Мы ведем переговоры с рядом университетов, чтобы выпускникам начисляли дополнительные баллы к результатам ЕГЭ - у вузов есть такое право.
Что включает работа над проектом?
Константин Шевченко: Дети занимаются тем, что им интересно. Рядом - не менее увлеченные педагоги. Всегда помогут. Ребята могут общаться дистанционно, через Интернет, с тьютором, с педагогом, друг с другом. Поэтому жителю Нижнего Тагила вполне по силам сделать совместный проект с жителем Каменска-Уральского. Занятия будут проходить в том числе в формате выездных сессий. В январе в структуру Дворца молодежи вошел загородный образовательный центр "Таватуй". Он и станет главной площадкой для детских инноваций.
Над какими темами захотят поработать ваши воспитанники?
Константин Шевченко: Скорее всего, это будет что-то из сферы информационных технологий. Есть очень любопытный проект "Интернет вещей". Его суть в максимальной автоматизации процессов: датчики в комнатных растениях сканируют почву и задают алгоритм полива, контроллер в холодильнике по мере уменьшения запасов автоматически заказывает еду через интернет. Человеку ничего делать не нужно. Думаю, и наши ребята захотят сделать нечто подобное.
Сергей Новоселов, профессор, автор более 30 изобретений, директор Института педагогики и психологии детства УрГПУ:
- Роль педагога в развитии креативности и изобретательских навыков очень велика. Поэтому, я считаю, в школах на любом уроке в последние пять минут учителя должны давать детям творческие задания, желательно на конкретную тему, которую сейчас проходят. Кроме того, очень полезны любые наборы конструкторов, ведь один из принципов развития творческой мысли - комбинирование, необычные сочетания.
Кстати
Для "Детской инженерной школы" уже закуплены мобильные компьютерные классы, оснащены лаборатории по физике и химии. Будущие изобретатели получат в пользование очень интересные технические новинки. Например, квадрокоптеры или аппаратуру для нейропилотирования - управления динамическими объектами силой мысли.