Такая экспертная оценка была озвучена самими ювелирами на отраслевой конференции "Рынок драгоценных металлов и ювелирных изделий. Насущные вызовы и перспективы развития". Тогда же и выяснилось, что трое из четырех россиян по-прежнему ставят по главу угла не бренд, а стоимость украшения. При этом у людей сложилось впечатление, что найти вставку из природного камня довольно трудно, а купить такое изделие слишком дорого.
"В 2000-х годах я проводил несколько опросов, которые показали, что от 70 до 90 процентов всех потребителей воспринимают синтетический камень как компонент бижутерии. И это, наверное, логично, - говорит Владимир Збойков, исполнительный директор комитета по драгоценным металлам межотраслевого совета "Деловой России", эксперт ассоциации "Гильдия ювелиров России". - Однако дело в том, что синтетический камень порой бывает таким же дорогим, что и природный".
Чтобы разобраться, что можно считать натуральным камнем, для начала надо определить, какие есть категории. Руководитель Геммологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Шелементьев делит их на четыре группы: природные, облагороженные, синтетические и "имитация". Но для потребителя есть всего два вида - настоящий или поддельный камень.
Эксперты солидарны во мнении, что причина такого взгляда клиентов на ювелирные украшения с камнями недостаточно удачная работа самих ювелиров по информированию потребителей. Если раньше магазин мог и не указывать на этикетке, какого типа камень, то с октября 2015 года выбора у них не осталось: закон обязал их четко писать происхождение камня и тип его обработки, если он есть.
Компании опасаются, что если они укажут на этикетке слово "облагороженный", то потенциальный клиент заподозрит неладное и просто уйдет. Особенно серьезным этот фактор стал в последние два года, так как сильно упала покупательская способность граждан. Ведь ювелирные украшения приобретают в основном обеспеченные люди. Но магазины подстраиваются под граждан, предлагая вставки в кольца, броши, кулоны и серьги не из целых камней, а, например, из россыпи.
По оценкам Владимира Збойкова, если брать средний чек клиента ювелирного магазина, то от 15 до 25 процентов в нем составляют серебряные украшения, от 35 до 60 процентов - золотые изделия. Получается, что в некоторых случаях цена вставки в виде одного или нескольких камней в украшение может обойтись в половину чека. "15 - 27 долларов - стоимость вставки для серебряного изделия, 140 - 240 долларов для золотых "бюджетных" изделий", - подсчитал эксперт. Возникает вопрос: насколько такой ценовой диапазон (в рублях от тысячи до 17 тысяч) актуален для природных облагороженных и необлагороженных камней? Сколько среднестатистический россиянин может приобрести драгоценных камней в изделии?
Доля бриллиантов и александритов на мировом рынке, стоимость которых не превышает ста долларов, девять процентов. Каждый пятый бриллиант и александрит уже дороже: от ста до тысячи долларов. Цветных бриллиантов дешевле ста долларов на рынке вовсе нет. Шесть процентов рубинов на мировом рынке стоят до ста долларов, 29 процентов - от ста до тысячи. Сапфиры и изумруды - примерно те же пропорции, подсчитал эксперт.
Полудрагоценные камни стоимостью до ста долларов дают куда более широкий выбор. Аквамарин - восемь процентов, турмалины - 11 процентов, аметисты и цитрины - 31 процент, хризолиты - уже 29 процентов, а дымчатый кварц (раухтопаз) - 67 процентов. То есть практически каждый камень можно приобрести в рамках среднего чека в России.
Необлагороженный камень - это тот, который прошел огранку и был отшлифован перед вставкой в ювелирное изделие. Такие камни по цвету и чистоте остаются природными - им просто придают красивую форму.
Облагороженный камень формально тоже остается природным, но его огрехи немного исправляют. Например, термическая обработка позволяет сделать цвет сапфиров, аквамаринов, цитринов и других камней более насыщенным.
Еще один способ - стеклозаполнение, когда в камнях с трещинами высверленные лазером полости заполняют стеклом. Эту обработку проходит большинство рубинов, иногда даже бриллианты.
Если продавец не может ответить на вопрос, а на этикетке не указано, каким образом был обработан камень, то лучше не совершать покупку, так как затем перепродать такое изделие по изначальной цене не получится, а риск быть обманутым возрастет.