Хроническая дорожная проблема влечет за собой ряд других. По словам главы комитета Госсовета Крыма по промышленной политике, транспорту и топливно-энергетическому комплексу Петра Запорожца, в Сакском районе автоперевозчики отказываются работать на некоторых маршрутах из-за разбитых межмуниципальных дорог. Потому что по законодательству по ним нельзя возить инвалидов, беременных женщин и школьников. Тем временем в Службе автомобильных дорог РК сетуют на нерадивых подрядчиков.
- С капитальным ремонтом нас подвели подрядчики, работавшие еще при Украине. Начались судебные разбирательства. Но один подрядчик сбежал - его нет на территории РФ. А жалобы на остальных направлены в прокуратуру РК для привлечения их к ответственности, - сообщил заместитель начальника Службы автомобильных дорог РК Анатолий Северин.
По вине подрядчиков заморожены несколько важных дорожных объектов - дорога через села Лучистое (Большая Алушта), Курортное - Багерово (Ленинский район). Остановился и ремонт тоннеля на трассе Симферополь - Евпатория.
- Каким образом подрядчики без производственной базы, с одной лишь папочкой документов, были допущены к ремонту дорог? - негодует глава профильного комитета РК Петр Запорожец. - Понабрали безответственных "субчиков" (субподрядчиков. - Прим. ред.), а ответственные сели в самолет и улетели!
В Службе автомобильных дорог так и не смогли объяснить, почему были заключены договоры с сомнительными фирмами со штатом из трех человек. Но пообещали впредь быть внимательнее.
- Выводы сделаны, - заверил Анатолий Северин и добавил, что в текущем году служба проведет капремонт на 836,4 миллиона рублей и завершит объекты прежних лет на 1,4 миллиарда.
Ссылаясь на ошибки и просчеты подрядчиков и субподрядчиков, ответственные ведомства - министерство транспорта РК, ГУП РК "Служба технического надзора" и ГКУ РК "Служба автомобильных дорог" - все время забывают о своей ответственности за сорванные сроки и низкое качество выполненных работ. У трех няней - дорога без асфальта. То же самое происходит сплошь и рядом на муниципальном уровне: города и села словно под копирку повторяют "косяки" республиканских руководителей. И там звучат такие же нелепые оправдания чиновников. Но не означают ли повсеместный брак и постоянная перекройка графиков, во-первых, неэффективную организацию работы этих структур, а во-вторых, неумение наладить четкий контроль над деятельностью подрядчиков. Почему для того чтобы разорвать контракт, надо дождаться полного исчезновения дутой фирмы "Рога и копыта" вместе с бюджетными деньгами?
Члены комитета по транспорту решили проверить наличие производственных мощностей и сертификатов у всех действующих подрядчиков, чтобы не допустить их исчезновения вместе с бюджетными деньгами.
Параллельно, считают депутаты, необходимо добиться от дорожных служб, чтобы они начали следить за проездом по дорогам полуострова большегрузных автомобилей. Ведь пока не установлен ни один пункт весового контроля крупнотоннажных фур, их водители постоянно нарушают предельно допустимую норму загрузки.
- Наши дороги длительное время уничтожаются большегрузными машинами. По шоссе ездят фуры с грузом более 20 и 30 тонн, хотя они рассчитаны всего на 12, - говорит Петр Запорожец.
По его словам, до конца 2015 года в Крыму планировали установить несколько весов и проанализировать состояние участков дорог, по которым проходят перегруженные авто, но до дела так и не дошло.
- Это саботаж, виновных надо привлекать к уголовной ответственности за подрыв экономики, - считает член транспортного комитета Павел Шперов. - Дороги в Крыму ремонтируются и тут же снова разрушаются.
- Среди депутатов бытует мнение, что в министерстве транспорта РК кто-то сознательно оттягивает установку весов, потому что тогда машины из аффилированных фирм будут вынуждены платить штрафы, - предполагает Петр Запорожец.
Заместитель начальника Службы автомобильных дорог РК Анатолий Северин пояснил, что в бюджете-2015 были заложены средства на приобретение двух контрольно-весовых комплексов по 17 миллионов рублей каждый.
- Но минтранс нам сказал, что их установка сейчас нецелесообразна: вот будет федеральная дорога, и на ней установят комплексы, - отметил Северин. - В итоге эту статью расходов вычеркнули.
Прошел ровно год с момента назначения нового министра транспорта Андрея Безсалова, которого словно на амбразуру бросили исправлять ошибки предшественника Анатолия Цуркина. Но порядок в дорожном ремонте так и не наведен. И в 2015-м году мы наблюдали все те же с опозданием проведенные конкурсы, случайно выбранных на них недобросовестных подрядчиков, крошащийся после первого дождя асфальт и в финале - громкий окрик главы республики, требующего разобраться с бардаком и наказать виновных. А вскоре новые объекты - и все те же грабли. В Симферополе не найдется ни одной отремонтированной в 2015 году дороги, которую полностью или частично не пришлось бы переделывать.
А теперь назовите имя и должность хотя бы одного чиновника, наказанного или лишенного премии по итогам месяца за несвоевременную сдачу объекта либо заключение контракта с подрядчиками-проходимцами. Не вспомните! Все работают на своих местах и рисуют новые радужные планы на 2016 год. А в 2016-м на ремонт крымских дорог из федерального бюджета планируется направить более семи миллиардов рублей. Кроме того, предполагается транш в 3,8 миллиарда на трассу Симферополь - Ялта. Но если чиновники крымского правительства так и не проведут работу над ошибками прошлых лет, мы уже через несколько месяцев услышим знакомые фразы "не успели", "не уложились", "не справились", "не освоили".
Кстати
Более 1,5 миллиарда рублей из бюджета Крыма распределили между 25 муниципальными образованиями в рамках реализации госпрограммы "Развитие транспортно-дорожного комплекса РК на 2015-2017 годы". Эти средства будут направлены в этом году на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, содержание и проектирование местных дорог. Муниципалитеты самостоятельно определяют первоочередные мероприятия, их сроки и осуществляют контроль качества.
К слову, президент РФ Владимир Путин, посетивший Крым на прошлой неделе, поручил руководству республики до 2018 года максимально выполнить программу ремонта и строительства дорог. Ведь после после открытия моста через Керченский пролив транспортный поток на полуостров увеличится в несколько раз.