В прошлом году, когда Уфа активно готовилась к проведению саммитов ШОС и БРИКС, на ремонт и реконструкцию дорог в столице республики потратили миллиарды рублей. Рустэм Хамитов неоднократно заявлял, что население Уфы от саммитов получит в первую очередь благоустроенный город, чистые, отремонтированные улицы.
В октябре прошлого года мэрия отчиталась, что в течение года в Уфе выполнен капитальный ремонт более 40 участков дорог на общей площади 800 тысяч квадратных метров. Кроме того, проведен ямочный ремонт на площади 700 тысяч "квадратов". Казалось бы, все благополучно, так почему же уфимцы просят главу региона проехаться по улицам? Все очень просто: по весне на дорогах города начал таять не только снег, но и асфальт.
Один из интернет-сайтов совместно с общественным советом при Главном управлении МВД по Башкирии создал в сети интерактивную карту дорожных проблем для мониторинга состояния улиц и магистралей Уфы. На ней обозначают места, где имеются серьезные дефекты дорожного полотна. К сожалению, здесь можно найти не только дороги микрорайонов Черниковка и Сипайлово, жители которых, наверное, уже потеряли надежду на качественное дорожное покрытие, но и центральных улиц: 8 Марта, Пушкина, Менделеева.
Плачевную ситуацию признали и в администрации города: на сайте мэрии разместили релиз, где объясняют причины этого. По мнению чиновников, во всем виноват... климат: "Погодные условия в последние месяцы стали нетипичными для многих регионов России, в том числе и для Башкортостана и его столицы. По республике за зимний период было зафиксировано более 60 переходов температуры воздуха через нулевую отметку - от минуса к плюсу и обратно. Средний же показатель таких переходов по итогам многолетних наблюдений - не более десяти за сезон. Подобные резкие перепады, усугубляющиеся выпадением осадков в виде дождя и снега, негативно сказались на состоянии дорожного полотна, вызвав многочисленные локальные разрушения", - говорится в релизе.
Именно поэтому, отмечают чиновники, ямочный ремонт начался раньше, чем обычно. С января ремонт дорог проводился с использованием так называемого холодного асфальта. За январь и февраль 2016 года холодная асфальтобетонная смесь уложена на площади свыше трех тысяч квадратных метров, что в 4,5 раза больше, чем в прошлом году.
В каждом из районов Уфы разработаны и утверждены графики по ремонту дорожного покрытия на улицах, требующих первоочередного внимания. В частности, в Орджоникидзевском районе это улицы Интернациональная, Ульяновых, Уфимское шоссе, Российская, Калинина, Кольцевая и другие. В Демском районе приступили к ремонту на улице Левитана, в очереди на ремонт улицы Правды, Ухтомского, Дагестанская. В Калининском районе Уфы - Ферина, Сельская Богородская, Тухвата Янаби, Фронтовых Бригад и другие. Обещают обновить дороги и в микрорайонах Сипайлово и Затон.
Однако заявления чиновников вызывают у жителей города здоровый скепсис. Пользователи сетей пишут: "Поставят заплатки, которые через неделю-другую снова станут ямами", "Этот ямочный ремонт - не более чем фикция", "Каждый год латают, а по весне ямы еще больше".
А вот что думают по этому поводу специалисты. По мнению директора ГУП "Институт нефтехимпереработки РБ", доктора технических наук, профессора Эльшада Теляшева, все дело в технологии и качестве применяемых материалов:
- Безусловно, погода влияет на состояние дорожного полотна. Особенно страшны суточные переходы через ноль, когда днем плюсовая температура, а ночью - минусовая. Вода попадает в микротрещины в асфальте, замерзает и разрывает дорожное полотно. Таким образом маленькая трещинка превращается в большую яму. Особенно подвержены этому дороги, построенные или отремонтированные с использованием битумов с плохой прилипаемостью (адгезией) к инертным материалам (щебню, песчано-гравийной смеси). В мире давно известно оптимальное решение этой проблемы - применение специальных адгезионных присадок, улучшающих клеящие способности битума. Они добавляются в битум в процессе производства асфальтобетона и значительно увеличивают его эксплуатационный срок. К примеру, в Казахстане запрещено строить и ремонтировать дороги без использования адгезионных присадок, - рассказывает он.
Кстати, ГУП "Институт нефтехимпереработки РБ" разработал и вот уже более 30 лет производит эту продукцию в промышленных масштабах. Состав и рецептура постоянно совершенствуются. Присадки позволяют битуму липнуть к любым материалам. Применять их можно даже в дождь - качество не пострадает. Они используются также при строительстве мостовых переходов и даже взлетно-посадочных полос.
Однако в республике, как в той поговорке, сложилась ситуация, когда сам сапожник ходит без сапог. В Башкирии присадки производят, но не используют. По словам Эльшада Гумерова, тот же Казахстан ежегодно закупает 400-500 тонн такой продукции ежегодно, а в Башкортостане - не более одной-двух тонн.
Дорожники объясняют это тем, что применение присадок приводит к удорожанию битума на десять процентов, а асфальто-бетона - менее одного процента. А при проведении тендеров выигрывает та фирма, которая предлагает за контракт меньшую сумму. Следовательно, подрядчики не заинтересованы в использовании присадки - экономически нецелесообразно.
Здесь, казалось бы, слово за заказчиком. В его праве включить в техзадание условие применения присадок. Закон этого не запрещает.
- Если говорить о конкретном случае, то есть о контрактах, предметом исполнения которых является выполнение ремонта дорог, тогда заказчик при формировании технического задания документации к торгам в рамках 44-ФЗ имеет право установить требования к материалам, используемым при исполнении указанного контракта, - поясняет специалист по госзакупкам частной фирмы Азат Валиев.
Но и здесь не все так просто. Как рассказал представитель одного из предприятий, работающих в дорожной отрасли (по понятным причинам он не захотел назвать свое имя): качественно проведенный ремонт дорожного полотна сегодня означает, что ты можешь остаться без контракта завтра. Вот и получается, что в хороших дорогах не заинтересован никто: ни администрация города, которая должна экономить бюджет, ни предприятия, работающие в этой сфере, потому что могут лишиться куска хлеба в будущем. И только горожане все еще мечтают о хорошем асфальте. Судя по всему - напрасно.
Эльвира Аиткулова, сопредседатель регионального отделения Общероссийского народного фронта:
- Активисты ОНФ в Республике Башкортостан в рамках проекта "Оценим качество дорог" приступили к мониторингу состояния дорог в регионе. По его результатам мы составим карту наиболее разбитых участков. Собранную информацию направим в муниципалитеты с рекомендацией учесть результаты исследований при планировании ремонтных работ. Буквально через три часа после того, как мы объявили об этом проекте, к нам на электронную почту поступило более 60 сигналов. В основном из Уфы, но есть обращения из Нефтекамска, Учалов, Октябрьского, Туймазов. Значит, жители республики весьма обеспокоены этим вопросом. И, следовательно, его нужно решать.