В Петербурге "брусникинцы" не впервые - год назад здесь же, в Александринке, они играли "Конармию" по Исааку Бабелю. И если тогда считывать аллюзии на современность приходилось с прошлого, то новая работа уводит зрителя в фантастическое будущее.
Дело происходит в стране Лебедяни (отсюда и название, ведь swan по-английски лебедь). Ее жители говорят высоким слогом, а потому особенно непросто приходится мигрантам: чтобы получить гражданство, им нужно сдать экзамен по стихосложению. По сравнению с этим условием бумажная волокита превращается в ничто.
Пока чиновницы из Поэтического трибунала распивают чай (ученые выяснили, что это чрезвычайно полезно для подобных структур), в ожидании нервно мечутся узбек Саид-Шах, таджик Молдакул и слепая молдаванская гадалка Октавия. Чуть позже каждого из них попросят рассказать в рифму о родителях и цели приезда в Лебедянь, а затем, как принято говорить у студентов, срежут.
Очень болезненно все это переживает поэт Вячеслав Родин, который, собственно, и преподает приезжим владение ямбами и хореями. В своей стране, где поэзия победила и превратилась в обыденность, он оказался не нужен. Сначала от горя запил, а потом решил жениться на суровой комиссарше Поэтического трибунала Клавдии Петровне. Но в ЗАГСе чуть было не "срезали" и его: "а у нас сервер полетел, приходите завтра", - улыбаются молоденькие сотрудницы. Да и тест на поэтическую совместимость молодоженов никто не отменял!
Весь спектакль, разумеется, играется в стихах. Иногда переходит на характерную "маяковскую" декламацию, где-то уходит в лирические мотивы. Авторы пьесы Андрей Родионов и Катерина Троепольская не скрывают, что Лебедянь - это доведенная до абсурда российская действительность. Здесь и сложное отношение к приезжим из постсоветских республик, и проблемы интерпретации законов на местах, и бюрократическая тягомотина.
В итоге зритель получает нечто созвучное одновременно Кафке и Салтыкову-Щедрину: с одной стороны, унылые кабинеты и бумажки, коим не видно конца и края, а с другой, ободряющий, комический тон повествования. Все вместе это дает настоящую злободневную комедию - не ту, когда ждешь момента, чтобы наконец хотя бы заулыбаться, а ту, когда смеешься долго и через каждые пять минут. Этим весельем зрительного зала приговор и отменяется: раз смеемся - значит, далеко еще до Лебедяни.
При этом Мастерская Дмитрия Брусникина - от начала и до конца современный театр. Артисты прямо на сцене воспроизводят с ноутбуков электронную музыку, здесь нет места статичности - хореография, где-то даже устрашающая синхронность вообще одна из самых запоминающихся сторон молодого коллектива. Костюмы и декорации сделаны схематично. К примеру, халат Молдакула, сшитый из оранжевой сигнальной ткани (такая обычно используется для пошива одежды дорожникам), с ходу говорит о персонаже куда больше, чем если бы его нарядили в народный костюм. Кстати, "Сван" реализует еще один непопулярный ход - все желающие могут свободно посетить репетицию спектакля, увидеть, как актеры работают над текстом и импровизируют. И если рассуждать, чем "брусникинцы" так полюбились сегодняшнему зрителю (а это подтверждают и аншлаги, и отклики в прессе), то приходишь к выводу - именно этой современностью. Конечно, в самом хорошем смысле слова. В легковесности их не упрекнешь.
В финале зритель наблюдает практически идиллию - чиновницы во главе с Клавдией Петровной добродушно чаевничают с мигрантами, все-таки получившими гражданство. Однако вразрез с этой видимостью с неба начинает капать черный дождь.
Тем временем
В феврале Мастерская Дмитрия Брусникина вернулась из длительного путешествия по стране - актеры проехались по Транссибирской магистрали и, сделав несколько остановок в разных городах, взяли интервью у обычных жителей России. Записанные ими реальные истории войдут в будущий документальный спектакль. По словам самого Брусникина, целью поездки была попытка понять: что есть страна, в которой мы живем? Премьера постановки запланирована на сентябрь 2016 года, а первые показы пройдут на одном из московских вокзалов.