Холодное пространство оживает, как только в нем появляется хозяйка: Оксана присоединяет кабель к мобильному телефону - и в мощных колонках, спрятанных от пыли под полиэтиленовой пленкой, звучит... Шопен.
Вот-вот в работу включится огромный "метроном": почти восьмитонный пневматический молот, под тяжестью которого раскаленное докрасна железо формуется, словно пластилин, будет стучать в такт вальсу великого композитора. Каждый уголок кузницы наполнится особой музыкой - шумной, индустриальной и в то же время романтичной, как и сама Оксана Кирилюк. Кузнец, демонстрирующий, что в этой прекрасной творческой профессии женщине самое место.
Не хочется говорить, будто Оксана развенчивает устоявшиеся стереотипы. Она вообще не из тех, кто привык что-то кому-то доказывать. Говорит, просто занимается делом, которое любит и которому готова посвятить всю себя. Сегодня она - "железная леди", ловко орудующая молотом, садовник, способный "вырастить" из металлического прута розу или выковать ветку виноградной лозы.
А пришла она в кузницу после нескольких лет работы экономистом: в ее трудовой книжке есть записи о работе на совместном белорусско-голландском швейном предприятии, в отделе внешнеэкономической деятельности предприятия "Электромодуль", в колледже Белкоопсоюза.
- Однажды я поняла, что не хочу проживать жизнь, придуманную не мной. И все разом изменила. Сейчас взахлеб делаю свою работу, понимаете? Это же не просто способ заработать деньги. Я получаю удовольствие от проживания момента, от соприкосновения со стихиями - огнем, металлом.
Оксана чиркает спичкой - и в горне вспыхивает пламя. К музыке кузницы добавляется еще одна партия - шум поддува. Мы вдыхаем запах дыма, а Оксана тем временем подбрасывает угля.
- Всегда можно переучиться. Я часто слышала о себе: раз могу заниматься любимым делом, значит, у меня муж - олигарх. Нет! Все своими силами. Просто к переменам в жизни нужно подготовиться: отложил сумму, которой тебе хватит на полгода, и все, прекращай заниматься неинтересным, учись чему-то новому. И вообще не стоит долго думать: раздумья необдуманности ради - пройденный этап. Победа любит подготовку. Делайте план. Я все фиксирую на бумаге. А потом стараюсь по пунктам избавляться от лишнего.
Оксана берет в руки клещи, зажимает ими кусок железа - и вот уже языки пламени танцуют вокруг металла, раскаляя его докрасна. Кузнец включает молот и кладет раскаленный кусок железа между бойками. Теперь солирует огромный гудящий механизм: одной ногой Оксана нажимает на педаль, и молот отрывистым стаккато бьет по детали. Удар, еще удар - из железа кузнец формирует тонкий лепесток. Пока это лишь заготовка, над ней еще придется потрудиться вручную. Но и такие небольшие лепестки коллеги Оксаны предпочитают делать на "семидесятках" - молотах поменьше. "Помощник" Оксаны более чем в два раза тяжелее.
- Серьезная штука, на нем идет 80 процентов работы. Бытует мнение, что чем тяжелее молот, тем меньше мелкой работы можно на нем делать. Нет. Если ты понимаешь, как он устроен, и если механизм хорошо отрегулирован - можно выполнять практически ювелирную работу. Здесь сила удара конкретная, но я приловчилась. Вообще, когда начинала работать, ходила по лезвию ножа. Мужчины, у которых училась, как-то не акцентировали внимание на технике безопасности. А мне в голову не приходило, что может быть форс-мажорная ситуация! В итоге все испытывала на себе: случалось, и волосы дрелью вырывало. Но сейчас, конечно, есть опыт и сноровка. В отличие от многих коллег-кузнецов я предпочитаю работать килограммовым или 800-граммовым молотком. Мужчины часто форсируют силой: они работают большими молотками по два с половиной килограмма, при этом довольно плохо прогревают железо. Я же стараюсь его хорошо раскалить - и оно поддается. Попробуете?
Оксана протягивает железный прут. Ее энтузиазм заразителен: недолго думая, беру в руки арматуру и превращаюсь в подмастерье. Слежу за каждым движением учителя: сначала раскалить прут. Потом двойными ударами молотка немного вытянуть и заострить его. А затем согнуть так, чтобы железный стебель повторил форму живого растения.
- Берите вот этот, с желтыми полосками - самый результативный мой инструмент, - указывает мастер на небольшой старенький молоток. - Я не заморачиваюсь внешним видом инструментов, могу ковать камнем на камне. Мне все равно, с помощью чего будет исполнен замысел: художник может написать картину акварелью, углем, гуашью... Главное - результат. Разогрейте-ка еще вот эту часть, видите, появился небольшой залом, но он исчезнет, если удары наносить вот сюда.
И действительно, прут поддается, и под молотком рождается небольшой симпатичный завиток. Вот она, железная сказка! Оказывается, ковка - невероятно увлекательное занятие!
- Результат - это лишь маленькая часть. Процесс должен доставлять удовольствие, - рассуждает Оксана. - Это всегда познание, соприкосновение, дорога, путь. Это, по сути, приключение. Понимаете? Я хочу создать парк скульптур. На вырученные деньги построила бы приют для лошадей. Возможен даже такой обмен: я делаю парк, а кто-то приют. Туда можно будет прийти и пообщаться с лошадьми. Понять, насколько лошади умные. Именно они когда-то привели меня в кузницу. Я 15 лет назад спасла беременную кобылу, которую должны были отправить на мясокомбинат. Арендовала для нее конюшню. Разгружала сено, чистила стойло. Помещения под конюшни часто приходилось ремонтировать. Бывало, требовался сварщик - я решила освоить и это непростое дело. А когда пришла на практику в железнодорожное депо и забрела в кузницу - поняла, что это мое. Настоящее. И с этим уже никогда не расстанусь!
При нынешних кузнечных технологиях "художнику по металлу" уже не требуются мускулы, тем не менее женщина-кузнец в России - большая редкость. В Туле работает у горна и наковальни 37-летняя Наталья Забелина, кующая в прямом смысле оружие для мужчин. А в подмосковном Королеве очень известна Маша Архангельская, которая с 16 лет участвует в выставках кузнецов-оружейников, проходящих дважды в год в Москве. Единственной женщиной-кузнецом в Сибири называют Анну Мельгизину, она, кстати, возглавляет некоммерческую организацию художников-кузнецов Алтайского края.